ТОП-10 событий в Калининградской области в 2013 году: обзор Русского Запада (часть 2)

30.12.2013 19:01
   


2013 год оказался весьма непростым для Калининградской области. Сейчас, за несколько дней до наступления года следующего, самое время подвести итоги года уходящего. Предлагаем вашему вниманию вторую половину 10 самых важных сюжетов, развернувшихся на Калининградской земле в 2013 году.

С первыми пятью сюжетами можно ознакомиться тут

1. “Государственная мифология”: принятие госпрограммы развития Калининградской области пока никак не повлияло на благополучие региона

В апреле произошло событие, которое, как тогда казалось, должно определить будущее социально-экономического развития самого западного региона РФ в текущем десятилетии. Государственная программа развития Калининградской области до 2020 года называлась решающим элементом, с помощью которого регион преодолеет все трудности, вызванные вступлением в Таможенный союз и Всемирную торговую организацию, а также с надвигающимся в 2016 году прекращением действия таможенных льгот в рамках действия режима Особой экономической зоны. На деле же госпрограмма получилась очередным документом в никуда, ведь указанные объемы государственного финансирования никак не предусмотрены в федеральном бюджете.

Региональному правительству во главе с губернатором Николаем Цукановым пришлось сразу признать очевидное: госпрограмма в ее нынешнем виде – это набор калининградских хотелок. Вопрос о том, перерастут ли они в реальные проекты, подкрепленные соответствующим финансированием, остается открытым. На бумаге все выглядит хорошо: общая сумма "денежного дождя", которому предстоит упасть на регион, составляет астрономический 1 триллион 100 миллиардов рублей. Это 446 миллиардов рублей из федерального бюджета и еще большая сумма внебюджетных инвестиций. Вот только деньги эти никто не даст просто так, необходимо за свой счет разрабатывать всю проектно-сметную документацию, проходить соответствующие экспертизы, привлекать инвесторов. По-настоящему проработанной является, по сути, только одна заявка – строительство автомобильного кластера холдингом "Автотор".

А затем, уже в июле, в ходе своего визита в Калининградскую область заместитель председателя Государственной Думы РФ Александр Жуков честно признался, что Правительство РФ не готово полностью финансировать госпрограмму. В подготовленном проекте основного финансового документа на 2014 - 2016 годы сокращены расходы по многим статьям, в том числе и по государственным программам. Поэтому на сегодняшний день не приходится говорить о том, какой объем средств сможет получить калининградский регион для решения своих насущных проблем.

В итоге региональные власти переориентировались с госпрограммы на проект новой Федеральной целевой программы до все того же 2020 года. С исполнением ФЦП в регионе в последние годы существуют традиционные проблемы, – показатель освоения федеральных средств в объеме 50% характеризуется как "посмешище" на всю страну. А тут еще Счетная палата РФ заблокировала новую редакцию программы как "не соответствующую стратегиям и документам, которые приняты самим же правительством". Надо понимать, что Федеральная целевая программа по-прежнему является основным каналом получения для региона государственных инвестиций, в первую очередь на крупные объекты по строительству и реконструкции. Чтобы согласовать выделение финансирования на необходимые объекты в будущем, необходимо было принимать соответствующий документ как можно раньше; в частности, на высшем государственном уровне было заявлено, что это должно быть сделано до конца 2013 года. Не получилось.

Можно сделать следующий вывод: власти всех уровней регулярно повторяют о необходимости единого стратегического подхода к развитию самого западного региона Российской Федерации. В этом вопросе давно пора перейти от слов к делу, а пока же чиновники разных уровней напоминают наспех собранный нерепетировавший оркестр. От увеличения количества государственных и федеральных программ жизнь калининградцев не приобретет нового качества, - необходимы успехи в их реализации.

2. “Кластер на коне”. Прошедший год стал бы весьма успешным для автомобилестроительного холдинга “Автотор”, если бы не одно но

Прошедший 2013 год могут себе занести в актив калининградские автомобилестроители из “Автотора”. Группу компаний зачастую рассматривают в качестве локомотива будущего региональной экономики в непростых реалиях, обусловленных вступлением во Всемирную торговую организацию и приближением отмены таможенных льгот режима Особой экономической зоны в Калининградской области в 2016 году. Секрет нынешнего успеха "Автотора" во многом основан на двух факторах. Речь, прежде всего, о личных связях топ-менеджмента: председатель совета директоров группы компаний Владимир Щербаков с 1985 по 1991 годы занимал ведущие должности в Правительстве СССР, а до этого входил в число директоров ВАЗа и КАМАЗа; председатель "Автотор Холдинга" Валерий Драганов до 1999 года был в числе ведущих руководителей российской таможни, после чего сделал успешную политическую карьеру в нескольких созывах Государственной Думы. Второй фактор, обеспечивающий успех  базирующемуся в Калининграде автопроизводителю, — включение во всевозможные льготные налоговые и таможенные режимы и государственные программы поддержки.

Зачастую "Автотор" далеко не в первую очередь обращает внимание на калининградские реалии, ведь большую часть налогов компания платит в федеральный бюджет. Как и любая российская крупная компания, холдинг по максимуму использует возможные схемы ухода от уплаты платежей, — глава региона Николай Цуканов сообщил, что по итогам года "Автотор" заплатил в бюджеты 300 миллионов рублей вместо ожидаемых 700 миллионов. Более того, компания затеяла внутреннюю реорганизацию, чтобы по новой воспользоваться налоговыми льготами режима Особой экономической зоны — по нулевой ставке налога на прибыль. Но не тут-то было, – федеральные законодатели успели до конца года принять поправки в закон "Об особой экономической зоне", в соответствии с которыми льготами нельзя будет воспользоваться дважды.

Важно отметить, что за публичными выступлениями губернатора не последовало каких-либо практических мер в отношении одной из крупнейших калининградских компаний. Региональные власти подчеркнули исключительную важность для региона перспективы создания "Автотором" 25 тысяч рабочих мест в рамках реализации проекта кластера полнопрофильных автомобильных производств в Калининградской области. На международном инвестиционном форуме "Сочи-2013" было подписано соглашение о сотрудничестве "Автотор Холдинга" с Внешэкономбанком, которому через свои структуры и предстоит финансировать возведение автомобилестроительных заводов в рамках указанного кластера. Можно смело говорить об уникальности этого проекта. Речь идет о строительстве 10 автомобилестроительных заводов, сопутствующей инфраструктуры и в итоге появлении нового пригорода Калининграда, где будут жить 50 тысяч человек, а также будут размещены социальные объекты. Расчетные мощности кластера – производство до 250 тысяч автомобилей в год уже через 5 лет.

Пожалуй, единственным открытым вопросом для спокойного будущего “Автотора“ является подписание полноценного контракта с якорным партнером – автомобильным концерном "BMW". При этом, по заявлениям самих представителей калининградского холдинга, поводов для беспокойства нет, так как немецкие автопроизводители уже финансово участвуют в реализации проекта строительства кластера. Тем не менее вопрос с подписанием соглашения остается открытым уже на протяжении полутора лет. 

Еще один существенный фактор: Россия поддалась давлению Всемирной торговой организации, Государственная Дума приняла, а президент подписал закон о распространении утилизационного сбора, в том числе и на продукцию в рамках режима Особой экономической зоны. Ранее калининградскому “Автотору“ и ряду его российских коллег удавалось избегать соответствующих выплат, что автоматически снижало издержки, то есть увеличивало конкурентоспособность продукции. Казалось бы, теперь российским автопроизводителям придется играть по одним правилам с европейскими, азиатскими и американскими коллегами. Однако в Правительстве РФ пошли другим путем и решили предусмотреть дотации из федерального бюджета для автосборочных предприятий в размере 25 млрд. рублей. Причем автомобилестроители Калининградской области, единственным представителем которых является “Автотор“, получат в 2 раза больше своих коллег из других регионов РФ. Причины указанного отличия политики протекционизма в следующем: неразвитость экономики отдельных регионов, высокие цены на энергоносители, транспортные расходы, а значит, гораздо большие издержки.

3. “Внекамерный Балет”. Находящийся в международном розыске опальный Виктор Богдан продолжает сохранять свое влияние как на янтарную отрасль, так и на политическую

Человеком 2013 года можно смело признать Виктора Богдана - Балета. В июне прошлого года носящий неофициальный титул “янтарного короля“ известный калининградский бизнесмен был объявлен в розыск – сначала в федеральный, а потом и в международный. В сообщении калининградской полиции предприниматель был назван лидером преступной группы, занимающейся незаконным возмещением НДС по подложным документам на сотни миллионов рублей. 

Русский Запад неоднократно писал о Викторе Богдане и о его роли не только в развитии янтарной отрасли Калининградской области, но и в захвате властных полномочий в ряде муниципалитетов. Так, на сегодняшний день команда Виктора Богдана уверенно контролирует весь Балтийский муниципальный район и входящие в него поселения. На выборах в местные советы в сентябре 2013 года кандидаты Богдана избирались от правящей партии “Единая Россия” и фактически были поддержаны губернатором Николаем Цукановым, за что команда региональных властей теперь и расплачивается.

В Балтийске же подконтрольная опальному бизнесмену компания "СтройТрест" по подложным документам и благодаря взятке в 4,4 миллиона рублей получила тендер на строительство детского сада в парковой зоне. Региональные власти предприняли несколько попыток прекратить данное строительство, но ввиду отсутствия реальных полномочий далее декларативных заявлений дело не шло. На сегодняшний день точку в этой истории должен поставить Тринадцатый апелляционный арбитражный суд Санкт-Петербурга, который уже снял обеспечительные меры. Айвазян же, в свою очередь, продолжает оставаться в заключении, правоохранительные органы уже несколько раз продлевали срок расследования уголовного дела.

Настоящая схватка развернулась за ключевой для Балета муниципалитет – Янтарный городской округ. Региональное правительство одержало уверенную победу во внутриполитическом конфликте со ставленниками Виктора Богдана — депутатами местного совета; 5 депутатов, не входящих во фракцию “янтарного короля“, написали заявления о сложении с себя соответствующих полномочий. Тут же был подан иск в Калининградский областной суд о признании Совета незаконным. Решение суда было принято в начале декабря, но, судя по озвученным исполняющим обязанности министра муниципального развития правительства Калининградской области Максимом Коломийцем ожиданиям, оно было предопределено.

Примечательно, что в прошлом году события в Янтарном разворачивались по аналогичному сценарию. На дополнительных выборах в местный совет единственный “разыгрываемый мандат“ достался представителям оппозиции. Тогда неладное почуяли оставшиеся в меньшинстве представители “Единой России“: они добровольно покинули представительный орган власти. Чем закончились досрочные выборы в октябре прошлого года, все хорошо помнят: провал “Единой России“, всего один мандат для бывшего главы Янтарного Александра Блинова и полный контроль над Советом представителей Виктора Богдана. Правда, с тех пор ряд депутатов удалось переориентировать на правительственную сторону, хотя технологи Виктора Богдана утверждают, что на народных избранников оказывается давление, они чуть ли не похищены.

Настоящим неприятным новогодним сюрпризом для Богдана стали обыски на подконтрольном ему предприятии “Амбер плюс” – крупнейшем переработчике янтаря в регионе после смены руководства “Калининградского янтарного комбината”. 20 декабря был обнаружен тайный склад с 227 мешками янтаря-сырца общей стоимостью более 1 миллиарда рублей. Вес сокрытого ювелирного сырья составил более 5 тонн. В одном из домов в Янтарном находился настоящий цех по переработке янтаря.

По имеющейся информации, Виктор Богдан продолжает вести свою игру в непосредственной близости от калининградской границы - в своем доме в польском Гданьске. Вторым оплотом является Израиль, причем более предпочтительным, так как с этой страной у Российской Федерации нет соглашения о выдаче осужденных. Каковы будут его дальнейшие действия, предсказать сложно, ведь очевидно, что по “империи” нанесен значительный удар. Яркий эпизод этой истории - сообщение в микроблоге губернатора Николая Цуканова. Один из пользователей поинтересовался у главы региона, когда же прекратится строительство “скандального“ детского сада. Губернатор, редко отвечающий другим пользователям в Twitter, на этот раз выдал: “Каждый Балет будет иметь свой "Камерный" театр". Как говорится, поживем – увидим.

4. “Туризм как наваждение”. Спасти региональную экономику областные власти пытаются путем развития туристической отрасли. Пока получается не очень

Одной из основных головных болей, доставшихся в наследство правительству Николая Цуканова еще от правительства Георгия Бооса, является туризм. Кто-то почему-то решил, что коль в Калининградской области присутствует относительно широкое побережье Балтийского моря, представлены небольшие курортные города и прочие приятные пейзажи, а также в наличии весьма мягкий климат, то эта территория должна в массовом порядке привлекать как россиян, так и иностранцев. Добавляем сюда восточно-прусское историческое наследие и закрытый характер советского прошлого – и от гостей отбоя быть не должно.

Но, как часто это бывает, одни предполагают, а другие располагают. Правительство Георгия Бооса в свое время высмеивали как раз за то, что звучала амбициозная цель: нарастить валовый региональный продукт за счет того, что ежегодно регион будут посещать астрономические 7 миллионов туристов. С тех пор указанный показатель если и вырос, то исключительно благодаря изменению статистических методик. Стабильно Калининградскую область в год посещают 500 тысяч человек, большая часть из которых - россияне; а основной целью прибытия являются деловые командировки.

Сложившаяся ситуация вызывает опасения еще и потому, что именно туризм назывался той самой панацеей, которая спасет регион от неприятных экономических последствий прекращения в 2016 году действия таможенных льгот в рамках режима Особой экономической зоны. Да, определенный всплекс должно дать проведение в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу. Но где гарантия, что столь вожделенные туристы поедут до и после тех нескольких недель, в течение которых будет проходить мундиаль?

Одно из важных событий прошлого года - калининградский аэропорт Храброво вошел в число тех воздушных ворот страны, где будет разрешено трехдневное безвизовое пребывание иностранных туристов. Соответствующий законопроект одобрен депутатами Государственной Думы РФ. Правда, по неизвестной логике соответствующими преференциями будут наделены граждане лишь некоторых государств, как то: Германия, Китай, США, Великобритания, Швеция, Италия, Франция, Испания, Корея, Япония, Польша, Канада, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Бельгия, Финляндия, Сингапур и Австралия.

Подобные меры могут значительным положительным образом сказаться как на развитии калининградского аэропортового комплекса, так и на росте туристической привлекательности Калининградской области в целом. Многие еще помнят времена расцвета региональной авиакомпании “КД авиа”, когда калининградский аэропорт стал настоящим хабом, удобным как для жителей самого западного региона страны, так и для транзитных пассажиров из материковой России. Сейчас же из зарубежных направлений прямое авиасообщение (за исключением стран СНГ) присутствует только со столицами Латвии и Германии. При этом привычные калининградцам направления в Варшаву и Копенгаген были закрыты по причине низкой рентабельности (отчасти как раз из-за слабой туристической привлекательности региона и визовых осложнений).

Пока же областные власти намереваются переломить ситуацию в туристической отрасли путем создания “Корпорации развития туризма” (100% в уставном капитале принадлежат региональному правительству). Возглавил указанную структуру Александр Арутюнов – специалист, имеющий солидный опыт работы в туриндустрии на федеральном уровне. До недавнего времени Арутюнов возглавлял "Интурист" – одну из крупнейших туристических организаций страны. На калининградских представителей туриндустрии он произвел первоначально положительное впечатление. Впрочем, по некоторой информации, появление данного специалиста на указанной должности было предопределено, - именно для него она была создана. На функционирование корпорации уже выделено из областного бюджета несколько десятков миллионов рублей, правда, о каких-то конкретных результатах ее работы пока говорить не приходится.

5. “МПД и его угрозы”. Реальность малого приграничного движения состоит в том, что поляки из соседних воеводств научились зарабатывать калининградские деньги

Пограничные переходы на калининградско-польской границе работают на пике своих возможностей. Зачастую автомобили встают в очереди за несколько километров до самих переходов. Калининградцы уже привыкли традиционно проводить выходные и праздники не в своей области. Таковы реальности режима малого приграничного движения с соседними воеводствами Польши, действующего на протяжении полутора лет.

Почему калининградцы настолько непатриотичны, что используют практически любую возможность выехать за пределы Российской Федерации? Обвинения в отсутствии патриотизма здесь не очень уместны. Речь идет о традиционном воплощении принципа “своя рубашка ближе к телу”. Польские супермаркеты предлагают калининградским покупателям значительное разнообразие товаров по вменяемым ценам. Гостиничные операторы соседней страны разрабатывают специальные программы на уик-энд, которые пользуются огромной популярностью у калининградцев. Поляки научились зарабатывать калининградские деньги - факт; мы же пока ограничиваемся сверхдоходами владельцев приграничных заправочных станций.

Из примечательного: в июле этого года на брифинге недавно назначенной министром экономики областного правительства Анастасии Кузнецовой было официально объявлено о том, что продукты питания в соседнем с Калининградской областью государстве значительно дешевле. По некоторым параметрам, разница в стоимости достигает чуть ли не 70%. Причины столь значительной разницы очевидны и во многом лежат на поверхности. Географическое положение самого западного региона страны является не только и не столько его конкурентным преимуществом, сколько барьером для беспрепятственных поставок на эту часть территории РФ различного рода ресурсов, в первую очередь топливных. Также не стоит забывать про относительно небольшой размер внутреннего калининградского рынка и многочисленные субсидии и льготы, предоставленные Европейским союзом для польских производителей.

Статистика неумолима: жители Польши в два раза чаще, чем россияне, использовали возможности малого приграничного передвижения. Около 2 миллионов поляков пересекли границу с Калининградской областью в рамках режима малого приграничного передвижения, в то время как россияне пересекали границу по карточкам 900 тысяч раз. Товарообмен вырос до 1 миллиарда рублей, экономическое сотрудничество действительно развивается бурными темпами, но лишь в одном направлении.

Догнать уровень жизни польских и литовских соседей – такую амбициозную задачу ставил перед собой прошлый глава региона Георгий Боос, когда “заступал на калининградский трон”. Несмотря на то, что период его руководства регионом можно охарактеризовать как “эпоху мегапроектов”, в Калининграде существует мнение, что экс-губернатору можно ставить памятник уже за одну трассу “Приморское кольцо”, – статистические показатели Калининградской области продолжают уступать соседям, которые, в свою очередь, далеко не в передовиках в Европейском союзе. 

Режим малого приграничного движения уже действует полтора года, и российской стороне впору задуматься о дальнейших путях его развития. Согласно официальным заявлениям, пока калининградская экономика не почувствовала потерь от массовых поездок калининградцев в Польшу за продуктами питания, одеждой, строительными материалами и прочими доступными товарами. Однако, число получающих разрешения на МПД неуклонно растет, и данный интерес калининградцев объясняется отнюдь не желанием изучать туристические красоты соседнего государства. На сегодняшний день все упирается в неограниченный ввоз продуктов и прочих товаров, значительные очереди и соответствующие убытки калининградских производителей и ритейлеров, что, в свою очередь, приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, возможно, к угрозам калининградской продовольственной безопасности.

P.S. С наступающим Новым годом и Рождеством!

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада
Опрос
  • Что должно быть в приоритете у властей в Калининградской области в 2025 году?

    fd.jpg

Проголосовало 62 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты