ТОП-5 событий в Калининградской области за период с 23 по 31 декабря: обзор Русского Запада

03.01.2014 02:55
   


Последние дни перед новогодними каникулами в Калининградской области выдались по-настоящему насыщенными и отчасти даже жаркими, и бесснежная погода тут ни при чем. Пожалуй, это именно тот самый случай, когда отобрать всего 5 представляющих интерес тем было невероятно трудно. Тем любопытней наш выбор главных событий окончания этого года в завершающем выпуске традиционной рубрики в 2013 году.

1. Янтарь на миллиард. Правоохранительные органы обнаружили тайник, принадлежавший беглому Виктору Богдану

Даже если эта оперативная съемка и является постановочной, о чем ряд сотрудников правоохранительных органов сообщил в неформальных беседах, она все равно производит впечатление. Сложно даже представить себе мысль, что в обычном с виду помещении, где оборудован цех по нелегальной переработке янтаря, в подвале, будут замурованы 227 мешков с сырьем полудрагоценного камня общим весом более 5 тонн и стоимостью более 1 миллиарда рублей. Но в Калининградской области возможно все.

Конец 2013 года выдался очень печальным для Виктора Богдана и его империи. Подконтрольные местные власти уверенно чувствуют себя разве что в Балтийске, что касается Совета депутатов в Янтарном, то все идет к тому, что в самое ближайшее время он прекратит существование, и невезучий муниципалитет ждут новые выборы. Но главный удар был нанесен по остаткам финансово-промышленных активов. Сначала - обыски на предприятии “Амбер плюс” (в прошлом - единственном официальном дилере “Калининградского янтарного комбината”). Даже после того, как предприятие было выведено из юрисдикции Министерства финансов Правительства РФ и передано под управление государственной корпорации “Ростехнологии”, компания Виктора Богдана осталась крупнейшим переработчиком янтаря на территории Калининградской области. Однако сейчас деятельность юридического лица фактически приостановлена, а руководство комбината уже публично заявляет, что готово забрать к себе специалистов по переработке янтаря из фирмы Богдана.

Губернатора Николая Цуканова есть за что критиковать, но за что ему надо отдать должное, так за нормализацию правовых отношений в янтарной отрасли. Да, калининградские переработчики по-прежнему жалуются, что доступ к сырью не был упрощен. Однако на сегодняшний день соответствующие процедуры декриминализованы, прекращен повальный вывоз калининградского сырья за рубеж с последующими схемами по возмещению налога на добавленную стоимость при экспортной торговле.

2. Шлагбаум для “Автотора”. Законодатели закрыли лазейку для повторного получения льгот режима Особой экономической зоны.

Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации подготовили неприятный сюрприз для крупнейшего калининградского предприятия – холдинга по сборке автомобилей из комплектующих “Автотор”. Так, были приняты поправки в закон “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”. Суть нормативного акта сводится к тому, что правом на налоговые льготы на имущество резидентам теперь можно воспользоваться только один раз. Это ограничивает получение преференций путем перерегистрации юридических лиц компаний. Примечательно, что с законодательной инициативой выступила председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам, представитель региона в нижней палате парламента Наталья Бурыкина.

Наблюдатели сразу отметили, что фактически эти изменения приняты напрямую против “Автотора”. Летом этого года губернатор Николай Цуканов публично заявил, что автосборочный холдинг осуществляет действия, направленные на то, чтобы избежать максимальных налоговых платежей (по итогам отчетного периода было заплачено всего 300 миллионов рублей вместо планируемых 700). Также глава региона обнародовал информацию о том, что “Автотор” предпринимает попытку перерегистрировать свои юридические лица, с тем чтобы повторно воспользоваться предусмотренными режимом ОЭЗ льготами. После этого представители холдинга и региональные власти помирились и не допускали публичных конфронтаций.

Что это означает на практике? Только то, что “Автотору” придется заплатить больше налогов, причем речь идет о сумме порядка 600-700 миллионов рублей. Это существенные затраты, но они не должны предотвратить строительство автомобильного кластера на северо-западе областного центра. Здесь государство со своей стороны гарантирует выделение необходимых инвестиций. Получается, что основного резидента калининградской Особой экономической зоны вернули в правовое поле, да и другие компании, пожелавшие провернуть подобный фокус, теперь этого сделать не смогут.

3. Со скрипом. Вкладчики “Инвестбанка” начали получать свои вклады, но не все

Процесс пошел. С 25 декабря вкладчики “Инвестбанка”, у которых остались средства в лишенном лицензии финансово-кредитном учреждении, стали получать свое страховое возмещение. Речь идет о суммах до 700 тысяч рублей; если размер вклада был больше, то на возвращение оставшихся средств стоит надеяться только в рамках объявления банкротства и последующего конкурсного производства банка. Согласно озвученным данным, уже без малого 7 тысяч калининградцев вернули свои финансы.

Но есть у процесса возврата два но. Первое - уполномоченная государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” выбрала 4 банка-агента для дальнейшего взаимодействия с физическими лицами, которых распределили в зависимости от первых букв алфавита. Распределение осуществлялось в Москве и, как это часто бывает, совсем не учитывало калининградских реалий. Повезло тем, кто попал в списки Сбербанка, – у главного финансово-кредитного учреждения страны достаточно офисов в любой точке Калининградской области, чтобы закрыть любые потребности. Не такая радостная картина с Промсвязьбанком и Россельхозбанком, – у обоих в областном центре всего по 2 отделения, где по сегодняшний день можно наблюдать значительные очереди со всеми неприятными атрибутами: подъемами в 4 утра, негласными списками, ожиданиями на морозе и т. п. Но меньше всего повезло тем, кому достался Номос-Банк с одним офисом на всю Калининградскую область, сотрудники которого к тому же не смогли квалифицированно организовать взаимодействие с клиентами “Инвестбанка”.

В результате большую часть вкладчиков, предназначенных для Номос-Банка, передали все тому же Сбербанку. Другой серьезный аспект – это публичное заявление заместителя руководителя “Агентства по страхованию вкладов” о том, что операции, проводившиеся в последние 2 дня перед отзывом лицензии у “Инвестбанка”, будут заморожены. Тогда граждане, наслышанные о проблемах у банка, ринулись дробить свои значительные вклады на суммы по 700 тысяч рублей, чтобы получить полностью возмещение от государства. В АСВ считают такие операции незаконными, а речь, между прочим, идет без малого о 3 тысячах человек. Чем не повод для еще одного социального недовольства?

4. Минус один - равно один. Калининградский банк “Европейский” преодолел все свои проблемы путем вхождения в крупного федерального игрока. 

На волне отзыва лицензии у “Инвестбанка” Калининград охватила настоящая паника. Граждане бросились закрывать вклады и снимать деньги со счетов и в других финансовых учреждениях. Одним из тех, кто мог значительно пострадать от этой массовой истерии, мог быть банк “Европейский”. Небольшой калининградский игрок финансового сектора в одночасье лишился чуть ли не половины своих свободных активов. Паника со временем пошла на спад, ситуация в “Европейском” нормализовалась; казалось, со временем учреждение восстановит доверие.

Тем удивительнее была новость, что с февраля следующего года калининградский банк фактически будет поглощен крупным федеральным игроком – банком “Санкт-Петербург”. Сделку по приобретению 100% активов осталось одобрить только регулятору – Центральному банку. Банк “Санкт-Петербург” пользуется в Калининградской области не самой позитивной репутацией. Данное учреждение связывают с бывшим полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым – весьма активным политическим игроком в самом западном регионе страны. Наибольшую известность банк получил во время истории с региональной авиакомпанией “КД авиа”, основным кредитором которой он являлся. Собственно, по мнению наблюдателей, во многом именно действия банка и привели к банкротству авиакомпании. Еще несколько лет назад Калининградская область как раз славилась своей развитой региональной банковской системой.

Сейчас же после отзыва лицензии у “Инвестбанка”, поглощения “Регионального кредитного банка” и “Европейского” местную специфику будет принимать в расчет исключительно “Энерготрансбанк”. Последний в первую очередь обслуживает интересы “Автотора” и “Янтарьэнерго”, хотя его представители и заявили, что на волне последних событий получили значительный прирост по обслуживаемым юридическим лицам. Глобализация затрагивает все финансовые процессы, в том числе и банковские, и какое-либо сопротивление этому неизменно приводит к не самым приятным результатам.

5. Ездить будем. Региональным властям удалось найти компромисс с железнодорожниками по пригородным перевозкам.

Пригородные железнодорожные перевозки (в прошлом - один из символов Калининградской области) в настоящее время переживают значительный упадок. Государственная монополия – “Российские железные дороги” – на определенном этапе приняла для себя решение, что не будет дотировать убыточные перевозки населения за счет выгодных перевозок грузов. В результате по всей стране были образованы структуры наподобие нашей “Калининградской пригородной пассажирской компании”, которые являются так называемыми операторами перевозок, при этом подвижной состав берут у материнской компании – РЖД.

Понятно, что с увеличением числа автомобилей и улучшением качества дорог все больше людей предпочитает передвигаться или на своем транспорте, или на общественном – на автобусах. Но железная дорога в Калининградской области продолжает сохранять свое важное социальное значение – как для жителей ряда отдаленных населенных пунктов, дачных поселков, так и будучи единственной возможностью уехать в приморском направлении в пиковый сезон.

Но чтобы покрыть абсолютно все убытки, КППК ежегодно запрашивает у региональных властей по 500 миллионов рублей в год. Те, в свою очередь, ежегодно выражают готовность платить не более 10% от этой суммы. В этом году переговоры шли особенно напряженно, итогового компромисса удалось достичь только в самом конце года. Железнодорожники значительно сократят количество маршрутов без потери условий транспортной доступности для жителей Калининградской области. В областном правительстве пообещали повышенные субсидии исходя из расчета экономически обоснованного тарифа. В итоговом выигрыше – простые жители Калининградской области, для которых пресловутая электричка является единственной удобной возможностью добраться из точки А в точку В.

P.S. Следующий обзор важнейших событий в Калининградской области читайте уже после новогодних каникул. Также предлагаем вашему вниманию 10 наиболее значимых итогов прошедшего 2013 года. Здесь и здесь

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада

Опрос
  • Заметили ли вы непорядок с уборкой снега?

    сн.jpg

Проголосовало 618 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты