Виноделие в России переживает сейчас настоящий подъем – с каждым годом открывается все больше виноделен, на винной карте России появляются новые винодельческие регионы, россияне стали лучше разбираться в вине отечественных производителей и интересоваться виноделием как отдельным сегментом экономики. Эксперты Россельхозбанка изучили инвестиционный потенциал российской винодельческой отрасли и пришли к выводу, что в перспективе 5 лет отечественные инвесторы смогут получить хороший доход от денежных вложений в вино.
Инвестиции в вино за рубежом пользуются популярностью, как и классические объекты инвестирования: акции, облигации, фонды и др., и являются достойной альтернативой для долгосрочных капиталовложений – они, как правило, не подвержены влиянию геополитических событий. Инвестировать в вино можно разными способами – от покупки бутылки вина престижного производителя с долгосрочным потенциалом до винных фьючерсов и, конечно же, покупки собственных виноградников. Мировые винные инвесторы вкладывают в вино посредством как индивидуальных винных брокеров, обладающих признанной экспертизой в данной сфере, так и через специализированные фонды. Винные негоцианты могут отслеживать динамику индексов цен на британской винной бирже London International Vintners Exchange (Liv-ex). Кроме того, сравнительно недавно инвесторам стали доступны онлайн-инвестиции в вино через специальное предложение Vindome. Эксперты Россельхозбанка изучили существующие на российском рынке инструменты винных инвестиций и пришли к выводу, что большая часть из популярных за рубежом инструментов может быть применима и развита в России в перспективе 5 лет.
Так, уже сейчас обсуждаются вопросы российских винных фьючерсов – денежные вложения в вино в первый год после сбора урожая с перспективой повышения цены актива по прошествии 2-5 лет. Все чаще стали проводится специализированные винные аукционы, где виноделы представляют самые лучшие образцы своих лимитированных и резервных коллекций, а инвесторы могут составить диверсифицированный портфель инвестиционного вина, тем самым снизив риски. Но пока наиболее распространённым и доступным способом вложений в вино являются инвестиции в бутылку, то есть покупку редких коллекционных вин с большим потенциалом хранения, зачастую с высокой оценкой значимых винных экспертов.
Что касается фондового рынка, то тут присутствуют только две российские компании – производители вина - Белуга Групп и Абрау Дюрсо. Акции ПАО «Белуга Групп» (BELU) представлены на бирже с 2007 года (до 2017 ПАО «Синергия») и до начала 2021 года пользовались небольшой популярностью у инвесторов. Ситуация изменилась в июне 2021 года, когда группа привлекла в ходе SPO 5,6 млрд. руб., а доля акций в свободном обращении превысила 20%. После включения акций в индекс широкого рынка Мосбиржи и повышения уровня открытости компании, акции стали пользоваться большей популярностью. С момента SPO акции компании не выросли, хотя и демонстрировали достаточно сильные колебания в широком диапазоне 2230-4000.
Компания планирует сфокусировать свое внимание на внутреннем российском рынке с целью удержания лидирующих позиций. За первое полугодие компания отметила рост продаж как собственных, так и партнерских брендов. Среди собственных - вина Golubitskoe Estate и Tête de Cheval, а также водки Beluga, «Белая Сова», Orthodox, PARKA и «Архангельская», коньяк «Сокровище Тифлиса», виски Fox & Dogs, биттер Beluga Hunting, джин Green Baboon, ром Devil’s Island. Безусловным драйвером роста стало дальнейшее развитие розничной сети компании «ВинЛаб» – количество торговых точек превысило 1200, а объем продаж увеличился на 54,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Другой представитель сектора – ПАО «Абрау Дюрсо» (ABRD). Компания – крупнейший и один из старейших производителей игристых вин в России. Однако акции можно отнести к третьему эшелону – ликвидность и объемы торгов достаточно скромные. По итогам 1-го полугодия рост выручки составил 10%, зато валовая рентабельность выросла до 31% - рост акцизов был нивелирован фактически снижением себестоимости продаж – основные статьи, за счет которых произошел рост рентабельности – снижение расходов на виноматериалы, а также снижение расходов на персонал. Тем не менее, компании не удалось показать прибыль. Чистый убыток, хоть и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но составил 130 млн рублей. Основная причина – рост финансовых расходов, а именно расходов на обслуживание долга.
Количество инвесторов в отечественное вино в России растёт с каждым годом. Но на текущий момент торговать инвестиционным вином могут только компании с лицензией, частным лицам перепродажа алкоголя недоступна. Корректировки в законодательстве и учёт перепродажи вина частными лицами в системе контроля оборота алкоголя ЕГАИС могут поспособствовать увеличению инвестиционного потенциала отрасли.
© ИА Русский Запад/аш