Сможет ли Калининградская область через 13 лет отказаться от ДВС?

31.10.2022 11:03    © Фото: Алексей Шабунин
7 мин   


Зарядка электромобиля на парковке в одной из стран ЕС. Сколько электро-АЗС нужно Калининградской области?

И снова геополитическое положение Калининградской области становится тем самым пинком, способным привести в движение давно перезревший вопрос, которым так не любят заниматься власти: выхлопные газы от сотен тысяч автомобилей.

Что мешает? Да сами же автовладельцы. Многие искренне не понимают, а большинство просто не задумываются о том вреде, который наносят автомобили им же самим. Отработанные продукты из двигателей внутреннего сгорания (бензин, дизельное топливо) относятся к одним из самых опасных канцерогенов, то есть, веществам, вызывающим онкологические заболевания. Какой смысл строить в Родниках онкологический центр, если в неизменном вредном виде остаётся один из мощнейших источников заболеваемости — автомобили?! Врачи будут пытаться лечить то, что можно было бы и не калечить!?

Правительство региона, в ответе на запрос информации «Русского Запада» сообщило, что 83% всех вредных веществ в атмосферу янтарного рая выбрасывают именно транспортные средства. Их вклад в загрязнение воздуха, который, наравне с водой, является одним из ключевых элементов для поддержания жизни и сохранения здоровья, в пять раз больше, чем, например, от заводов и фабрик. Пылящая и коптящая лавина каждый день незаметно уничтожает здоровье всех и каждого. Что делать?

В Европейском Союзе в 2022 году приняли принципиальное решение: к 2035 году на учёт перестанут ставить машины с ненулевым выбросом вредных веществ в атмосферу. Иными словами, приоритет будет за электромобилями, автомобилями на водороде и подобными им транспортными средствами.

Причём здесь Калининградская область? Российский регион имеет жизненно важную автомобильную транспортную связь с основной территорией страны через Литву, входящую в ЕС. Несложно себе представить, что уже через 13 лет (или даже раньше), проезд будет закрыт не из-за политических пертурбаций, а по более банальным причинам — несоответствия типа двигателя. Чтобы, мол, не загрязняли литовские просторы! 

Не было бы счастья, да несчастье помогло?

Буквально за считанные месяцы крупнейшее предприятие региона «Автотор» оказалось перед, наверное, самым сложным выбором в своей историей: куда идти? Старые направления работы — контрактная сборка южнокорейских и немецких автомобилей - закрываются из-за внешних факторов. Одновременно есть обязательства перед федеральными и областными властями о многомиллиардных вложениях в производство — так называемый СПИК (специальный инвестиционный контракт).

В середине октября 2022 года один из топ-менеджеров «Автотор» заявил о планах, которые выглядят крайне необычно: начать массовую «реконструкцию» автомобилей в Калининградской области. У проекта уже появилось рабочее название — ремоторизация.

В беседе с Интерфакс Северо-Запад генеральный директор ООО «Автотор Холдинг» Александр Сорокин заявил, что в Калининградской области 477 тысяч автомобилей, из которых «многие можно сделать более экологичными» путём перевода их на «электропривод или газовое топливо». И «Автотор» собирается создать специальный производственный конвейер для ремоторизации. Инициатива, по словам Сорокина, исходила от «руководства Калининградской области».

«Русский Запад» решил уточнить в правительстве Калининградской области, насколько всё серьёзно? Хотя проект выглядит логично, ведь и окружающая среда станет лучше, и калининградцы будут меньше вдыхать канцерогены вместо чистого воздуха, но сейчас похоже больше на утопизм!?

Региональные власти, как следует из ответов на информационный запрос «Русского Запада», осознают риски «нарушения логистических связей между Калининградской область и основной территорией России» и, да, считают вполне реальными ограничения со стороны Европейского Союза, которые могут быть наложены на «не соответствующий установленным экологическим требованиям» Евросоюза калининградский автотранспорт.

«В настоящее время в регионе в собственности жителей находятся порядка 500 тыс. автомобилей, - отвечают в правительстве. - Более 50% из них имеют возраст старше 15 лет».

Ответ.jpg

Правительство региона в курсе и собирается, судя по ответу, даже софинансировать даже программу переоснащения подержанных автомобилей «на газомоторные и электрические силовые установки». Каким образом?

Есть план развития зарядной инфраструктуры для электромобилей. Пока он не выглядит амбициозным. К 2024 году предполагается довести общее количество зарядных станций до примерно 40. Из бюджета на 2023 и 2024 годы планируют выделить 11 млн рублей для конкурса среди компаний, готовых размещать такие станции в регионе. Фирмам будет компенсирована часть затрат на приобретение оборудования и техническое присоединение к электросетям.

Вторая часть вопроса ещё в неопределённом будущем. Правительство хочет сохранить трамвай и троллейбус в Калининграде и параллельно покупать электробусы и электрический коммерческий транспорт с «поэтапным переводом на электротранспорт» частных перевозчиков.

Будет ли правительство Калининградской области поддерживать ремоторизацию?

Ответ на этот вопрос пока не имеет чётких очертаний. Но первые задачи, согласно информации, направленной «Русскому Западу» с Дмитрия Донского, 1, уже поставлены.

Правительство Калининградской области, по уже действующему плану, будет прорабатывать и готовить предложения: 1) по стимулированию приобретения и использования жителями региона экологических транспортных средств, произведённых в Калининградской области; 2) по поощрению использования транспорта на газовом и водородном топливе, гибридов и электромобилей за счёт «налоговых и таможенных преференций, в первую очередь путём стимулирования приобретения экологических транспортных средств. произведённых в Калининградской области».

Но и есть третий пункт: правительство будет «формировать условия, которые сделают невыгодным эксплуатацию автомобилей и коммерческого трансопрта на двигателях внутреннего сгорания (старше 10 лет)».

Пока что всё это, конечно, просто слова без реального содержания. Но если дочерней компании Росатома удастся воплотить хотя бы половину своих планов по строительству «гигафабрики», которая будет выпускать литий-ионные аккумуляторы для автомобилей на площадке непостроенной Балтийской АЭС, то появится материальная основа для перевода на электропривод калининградских автомобилей, выпущенных «Автотор».

Каким образом и с какой финансовой составляющей будут участвовать в процессе «ремоторизации» частные владельцы автотранспорта в Калининградской области, сейчас нельзя предсказать даже приблизительно. Но то, что платить придётся, очевидно. Альтернативы — сидеть безвылазно на 15 тыс. кв. километрах земли (площадь Калининградской области) — просто нет.

Так что вопрос, поставленный в заголовке этого материала, на данный момент не имеет чёткого ответа.

Опрос
  • Нужен ли Калининграду памятник Михаилу Муравьеву-Виленскому?

    Муравьёв-Виленский.jpg


Проголосовало 673 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты