При выпуске продуктов питания, а также как безалкогольных, так и алкогольных напитков, предприниматели обязаны учесть законодательные требования в части маркировки. На упаковку/этикетку изделий должна быть нанесена информация, которая позволит покупателю идентифицировать продукт и принять решение о целесообразности приобретения, а контролирующим органам оценить легальность его происхождения.
Весной 2021 г. стартовал пилотный проект по нанесению средств идентификации DataMatrix на данный товар. Он продлится до конца февраля 2023. Далее ожидается последовательный переход к обязательному нанесению контрольных кодов:
с апреля 2023 г. - на пиво и с/а напитки в кегах;
с октября того же года – на данные товары в стеклянных, полиэтиленовых емкостях;
с января 2024 г. – на продукцию в алюминиевых банках.
В настоящее время производители наносят код DataMatrix исключительно на добровольных началах, плата за его получение не предусмотрена. Когда маркирование станет обязательным, одно средство идентификации будет стоить 50 копеек (без НДС).
Дата Матрикс – это цифровой код, который считывается специальным сканером на всех этапах сбыта продукции. В нём зашифрована информация о происхождении и свойствах товара. Чтобы получать коды, изготовитель или поставщик регистрируется в электронной системе «Честный Знак».
В соответствии с законодательством России и ЕАЭС, на упаковке напитков также должна присутствовать обязательная маркировка, которая предусмотрена требованиями техрегламентов ЕАЭС. Ее наносит либо сам изготовитель, либо лицо, которое занимается сбытом товара. Установлено, что этикеточная надпись должна быть:
достоверной – вся указанная информация должна отвечать действительности, быть подтвержденной объективными данными или результатами исследований;
читаемой– тест и изображения должны быть разборчивыми, контрастными по отношению к фону, доступными для прочтения без применения специализированных средств (например, увеличительного стекла);
надежной – непременно должна быть обеспечена нестираемость информации в процессе складирования, доставки и реализации товаров, устойчивость надписей к воздействию механических и климатических факторов;
полной – присутствие на этикетке всей информации, которая обязательна к размещению согласно нормам профильных техрегламентов и иных законодательных актов.
Маркировочные надписи делаются на русском языке или на языке того государства Таможенного Союза, в котором планируется реализация продукции.
За невыполнение действующих законодательных требований к маркировке спиртных напитков предприниматели привлекаются к ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. Нарушителям грозят денежные штрафы и конфискация товарных поставок. Подробнее о действующих требованиях здесь: https://znak.store/category/markirovka/pishhevaya-promyshlennost.
Требования к структуре и содержанию этикеточной надписи на потребительской таре пивных напитков определены профильных техрегламентом (ТР ТС) 022/2011. Обязательно указываются следующие сведения:
наименование продукта;
его литраж;
ингредиентный состав;
дата выпуска;
период годности и условия хранения;
пищевая ценность;
информация о производителе и импортере (прописываются наименования и адреса компаний / ИП);
ограничения по употреблению;
наличие / отсутствие в продукте ГМО.
На этикетке обязательно проставляется обозначение «ЕАС». Оно удостоверяет, что пиво прошло процедуру оценки соответствия в рамках профильных техрегламентов и не представляет вреда, опасности для потребителей и окружающей среды.
Дополнительные требования к оформлению этикетки спиртного излагаются в профильном регламенте на алкоголь – ТР ЕАЭС 047/2018. Установлено, что на упаковке должно быть указано:
содержание в продукте этилового спирта;
содержание сахаров;
способ обработки;
наличие фильтрации;
экстрактивность и действительный экстракт.
На упаковке обязательно должно присутствовать предупреждение о том, что алкоголь вредит здоровью. Надпись должна быть контрастной к фону, минимально допустимый ее размер – 10% от размера этикетки.
Также на потребительской таре прописывается, что спиртное не рекомендовано несовершеннолетним гражданам, беременным и кормящим матерям, лицам с определенными заболеваниями.
В дополнение к обозначенным обязательным данным предприниматель вправе разместить на этикетке дополнительную информацию, которая не противоречит законодательству. Например, там может присутствовать:
знак качества, если проведена дополнительная проверка качества товара в системах добровольной сертификации;
придуманное название напитка;
номер ГОСТ или технических условий, в соответствии с которыми ведется производство;
товарный знак выпускающего предприятия (если зарегистрирован);
прочее.
Также в добровольном порядке предприятия размещают на упаковке пива штриховой код. Он необходим для организации продаж через торговые сети, учета продукции.
Без правильно оформленной маркировки торговля пивными изделиями на рынке РФ и ЕАЭС запрещена.
© ИА Русский Запад/аш