Давид Гилберт родился в Кенигсберге 23 января 1862 года. Его род можно проследить с XVII столетия. Его предками были ремесленниками и торговцами до тех пор, пока один из его предков не оказался с армией Фридриха Великого в Кенигсберге, поступил в университет и стал городским хирургом и акушером. Дед Давида имел титул тайного советника и был городским судьей. Отец Давида - Отто - женился на дочери кенигсбергского купца - Марии Терезе, увлеченной философией, астрономией и простыми числами. К моменту рождения единственного сына отец был окружным судьей в Велау и вскоре стал городским судьей в Кенигсберге.
Детские годы Давида Гилберта прошли под знаком побед германского оружия и подъема патриотизма. В семь лет мальчику представился случай лично увидеть короля, ставшего вскоре кайзером Германской империи. Торжественная встреча монарха была омрачена трагедией: под тяжестью множества ликующих поклонников рухнул деревянный мост над замковым прудом, в результате чего погибли 67 человек. На следующий год началась Франко-прусская война. Осенью 1872 года Кенигсберг восторженно встречал победоносную прусскую армию, возвращающуюся из Парижа.
Первые уроки будущий великий ученый получал дома от матери. В восемь лет пошел в школу.
На фото: Светский раут, 1880-е гг.
Его определили в знаменитую классическую гимназию Фридрихсколлегиум, где особое значение придавалось изучению древних языков. Единственным предметом, вызывавшим у мальчика интерес, стала математика. Он считал, что она легкая и не требует усилий, в отличие от языков. Однако, преподавание математики в Фридрихсколлегиум оставляло желать лучшего. А естественные науки не преподавались вовсе. Школьные сочинения писала за него мать. Но аттестат гимназии был необходим для поступления в университет. Поэтому мальчик перешел в Вильгельм-гимназию, больше соответствующую его наклонностям.
Осенью 1880 года Давид поступил в Альбертину, записавшись не на юридический, а на математический курс - против желания отца.
На фото: Альбертина, XIX в.
Первый семестр Гилберт провел в Кенигсберге, второй - в Гейдельберге, затем вернулся обратно. Первым профессором, оказавшим на него существенное влияние, стал Генрих Мартин Вебер. Тогда же Нейман знакомится с вундеркиндом Германом Минковским. Эта встреча положила начало дружбе таких разных и таких похожих людей.
В 1880-х гг. Гилберт знакомится с Адольфом Курвицем, Эмилем Вихтером и Феликсом Клейном. Все эти математики впоследствии стали известными на весь мир учеными.
В 1885 году Гилберт блистательно защитил докторскую диссертацию по теории инвариантов, научным руководителем которой был Линдеман, и сдал экзамен на право преподавать.
В 1886 году Гилберт совершает путешествие в Париж и знакомится с французскими математиками, в числе которых - Гордан.
В ближайшие несколько лет фундаментальные открытия Гилберта в теории инвариантов выдвинули его в первые ряды европейских математиков.
В 1892 году ученый женился на Кете Ерош. Через год у них родился сын Франц, оказавшийся душевнобольным.
В 1895 году по приглашению Феликса Клейна Гилберт переходит в Геттингенский университет и занимает кафедру, которую в свое время занимали Гаусс и Риман. На этой должности он оставался 35 лет, фактически до конца жизни.
Среди прямых учеников Гилберта в Геттингене были Эрнст Цермело, Герман Вейль, Джон фон Нейман, Рихард Курант, Гуго Штейнгауз, шахматный чемпион Эммануил Ласкер и другие.
Кроме того, в общей сложности Гилберт был научным руководителем у 69 аспирантов, защитивших докторские диссертации. Интересен его отзыв об одном из аспирантов, бросившем математику и “переквалифицировавшемся” в поэты: “Это хорошо, у него было слишком мало фантазии для математика”.
В 1897 году выходит капитальная известная монография Давида Гилберта “Zahlbericht” (“Отчет о числах”) по теории алгебраических чисел.
В 1900 году на Втором Международном математическом конгрессе Гилберт формулирует знаменитый список 23 нерешенных проблем математики, послуживший направляющим указателем приложения усилий математиков на протяжении всего XX века.
С 1902 года Гилберт — редактор самого авторитетного математического журнала “Mathematische Annalen”.
В 1910-х годах Гилберт создает функциональный анализ. Кроме того, он консультирует Эйнштейна и помогает ему в разработке четырехмерного тензорного анализа, послужившего фундаментом для Общей теории относительности.
В 1920-х годах Гилберт и его школа сосредоточили усилия на построении аксиоматического обоснования математики.
В 1930 году 68-летний Гилберт ушел на покой, хотя периодически читал лекции студентам. Последнюю лекцию в Геттингене Гилберт прочитал в 1933 году.
На фото: Студенты, XIX в.
После прихода национал-социалистов к власти в Германии жил в Геттингене в стороне от университетских дел. Многие его коллеги были вынуждены эмигрировать, что очень печалило Давида Гилберта.
Умер Гильберт 14 февраля в военном 1943 году в Геттингене. За его гробом шло всего около десятка человек. Похоронен он на городском кладбище Геттингена Groner Landstrasse.
На могиле ученого в Геттингене высечен его любимый афоризм:
WIR MÜSSEN WISSEN,
WIR WERDEN WISSEN
(“Мы должны знать. Мы будем знать”).
На фото: Гилберт, могила Гилберта в Геттингене
В целом Давид Гилберт прожил насыщенную и счастливую жизнь. Он был общителен, ему везло с друзьями и толковыми учениками. Он обожал веселые праздники и прочие радости бытия. Он очень любил танцы и молоденьких пассий, увлекался велоспортом. Всю жизнь он провел в атмосфере комфорта и дружелюбия. Его судьбу омрачала только участь его единственного сына Франца, страдавшего психическим расстройством.
В мемориальной статье британского журнала Nature говорилось, что едва ли можно встретить в мире математика, чья работа не была бы в той или иной мере связана с работами Гилберта.
© Ольга Шумакова, специально для Русского Запада