В Калининградской области ремонтируют дороги без вырубки придорожных аллей

16.10.2023 14:25
5 мин   


Калининградскую область отличает насыщенная сеть дорог, в частности, межпоселковых, которые остались еще с довоенных времен. Однако отсутствие должного ухода и повышенная нагрузка из-за большегрузных автомобилей приводят к тому, что трассы в муниципалитетах, особенно на востоке региона, приходят в негодность.

Совершенно понятно, что если к поселкам нет нормальных подъездных путей, люди начинают покидать населенные пункты, перебираясь поближе к цивилизации. Не случайно в областной программе развития восточных муниципалитетов региона приведению в порядок дорог уделяется особое внимание.

Капитальная реконструкция автомагистралей – довольно долгий, трудоемкий и затратный процесс. По традиционному методу строительства дорог сначала необходима разработка грунта бульдозерами и экскаваторами, для дорожного корыта, в некоторых случаях достигающего более полутора метров. Затем погрузить грунт на самосвалы, перевезти его на специальный завод, где смешать с вяжущими веществами – цементом или известью, и привезти обратно. Для устройства дорожной подушки также большегрузами завезти щебеночно-песчаную смесь. Все это снова уложить в дорожное корыто и больше десяти раз укатать асфальтовым катком. И только после этого можно укладывать асфальт.

При таком методе неизбежно приходится уничтожать придорожные аллеи, так как они мешают строительной технике. Более того, если даже зеленые насаждения и остаются, при устройстве дорожного корыта подрубаются корни, и такие деревья, лишаясь опоры, рискуют упасть на проезжую часть, так что их приходится все равно выкорчевывать.

Получается, что с одной стороны, строительство и реконструкция дорог развивают инфраструктуру области, в том числе туристическую, повышая привлекательность региона, а с другой, уничтожают калининградскую изюминку – придорожные аллеи. Как уже было отмечено, традиционный метод дорожных работ весьма долгий и затратный, и есть риск, что в условиях нехватки бюджетных средств калининградские дороги могут остаться без должного ухода.

И вот здесь на помощь могут прийти новые технологии, в частности, метод стабилизации грунта при помощи холодного ресайклинга. Что он собой представляет?

Ресайклер.jpg

Основа данного метода - специальная машина, которая называется ресайклер. Она движется по поврежденному участку дороги, перемалывает дорожное покрытие, смешивает с вяжущими веществами – цементом, известью, битумной эмульсией или вспененным битумом, а также водой и выдает после себя стабилизированный грунт. После этого поверхность несколько раз уплотняется катком и выравнивается грейдером. Через несколько часов полученная смесь образует прочную бетонную подушку, на которую можно укладывать асфальт.

Такая технология позволяет ускорить процесс ремонта дорог в восемь раз и удешевить на 70%. За счет чего достигается такая экономия времени и средств?

Во-первых, не нужно производить работы по устройству дорожного корыта, изымать грунт, возить его туда-сюда, укладывать обратно. Строительные материалы, в том числе песок и щебень сегодня в области дорогие – при методе холодного ресайклинга они практически и не требуются. Во-вторых, не нужно расходовать дорожающее с каждым днем дизельное топливо на перевозку и работу дорожной техники и стройматериалов.

И еще один фактор, который невозможно оценить в рублях, но который имеет важное значение – сохранение экологии. При использовании метода холодного ресайклинга не нужно вырубать придорожные аллеи и значительно меньше выхлопных газов от механизмов и автотранспорта используемых в технологическом процесе.

С помощью такого метода не так давно проведено строительство дороги в поселке Краснолесье Нестеровского района на границе Роминтенской пущи. Трасса здесь имела гравийное покрытие, и несмотря на то, что раза два в год ее выравнивали грейдером, все равно образовывались ямы и рытвины.

Обустройство дороги.jpg

Подрядчиком реконструкции трассы выступило «Дорожно-эксплуатационное предприятие №2» («ДЭП-2»), которое укладывало финальную часть дорожного покрытия, а подготовкой основания для дороги занимались специалисты Проектно-строительной компании «Возрождение», которая внедряет технологию холодного ресайклинга в Калининградской области.

ПСК «Возрождение» начало свою работу в самом западном регионе три года назад. Компания стала резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области и уже полностью выполнило свою инвестиционную программу, общий объем которой составляет 187 млн рублей. Достаточно сказать, что стоимость автопарка «Возрождения» превышает 300 млн рублей, в частности, только на приобретение ресайклера (единственного в регионе) направлено 100 млн рублей.

Вадим Скоробогатько.jpg

Как подчеркнул генеральный директор ПСК «Возрождение» Вадим Скоробогатько, на сегодняшний день компания первая и единственная в Калининградской области, кто применяет метод холодного ресайклинга. Это, кстати, позволяет обеспечить выполнение решения Правительства России об обязательном применении в процессе дорожного строительства и ремонта не менее 30% новых технологий.

Первый опыт использования ресайклера для восстановления разбитых дорог был применен как раз три года назад в поселке Клинцовка Зеленоградского района. Губернатор региона Антон Алиханов, который оценил ход дорожного ремонта в этом населенном пункте, подчеркнул, что качественная работа позволяет получить долгосрочный эффект и избавиться от необходимости два раза в год грейдировать дороги к поселкам.

Спустя три года дорога в Клинцовке в отличном состоянии. Местная жительница Ольга Морозова не может сдержать позитивных эмоций: «Мы поражены, что такое потрясающее качество дороги – приятно и ходить, и ездить. Спасибо огромное тем, кто ее сделал».

Мастер «ДЭП-2» Денис Филатов рассказал, что предприятие работает с ПСК «Возрождение» уже несколько лет: «Раньше дорогу протяженностью 2 километра нам пришлось бы делать месяца четыре, то теперь мы справляемся за полмесяца, и можем взять еще один объект. Прежде нам необходимо было полностью перекрывать трассу и это неудобно для жителей. Теперь же дорогу можно ремонтировать, сохраняя движение. Так что от метода, применяемого компанией «Возрождение», только одни плюсы».

Виктор Хуснутдинов.jpg

О том, что собой представляет ресайклер, рассказал оператор машины Виктор Хуснутдинов. Он работает в сфере дорожного ремонта и строительства с 1999 года. Неоднократно стажировался в Германии, в том числе проходил обучение на ресайклере.

По его словам, данную машину можно сравнить с заводом на колесах. У ресайклера есть много функций. С его помощью можно делать щебеночно-песчаную смесь, вскрывать асфальтобетон, формировать основание, применяя старый асфальтобетон, а также смешивать старый асфальтобетон со старым основанием, добавляя цемент и воду.

«Ресайклер – это флагман дорожного строительства, более интересной и сложной техники на сегодняшний день, нет в дорожном строительстве. И чем сложнее объект, тем интереснее», - говорит Виктор Хуснутдинов.

Специалист отметил, что компьютер, установленный в кабине ресайклера, позволяет распределять вяжущие вещества до литра и до миллиметра по глубине. При традиционном методе цемент разбрасывается вручную из мешков, что, разумеется, не может обеспечить точность процесса.

«Все это потом может вызывать микротрещины, которые негативно влияют на качество дорожного покрытия. А с помощью дозатора ресайклера можно достичь практически идеального результата», - пояснил Виктор Хуснутдинов.

Зубья ресайклера.jpg

Еще одна дорога по методу холодного ресайклинга недавно отремонтирована в поселке Веселовка Черняховского района, где находится Домик Канта, ставший объектом притяжения туристов. Теперь здесь идеально ровное асфальтобетонное покрытие. Более того, по всем стандартам было проведено уплотнение обочины гравийной смесью, что обеспечивает долговечность дорожного полотна.

По словам жителя поселка Веселовка Алексея Савицкого, эта дорога была проблемной многие годы, и теперь он признателен за решение вопроса: «Каждые полгода я менял на машине подвеску. От моего дома до поворота на трассу – полтора километра, но все разлеталось. Сейчас я не могу нарадоваться – дорога сделана очень хорошо и очень быстро. Мы все довольны и все рады. Спасибо всем, кто причастен к этому проекту!»

Генеральный директор ПСК «Возрождение» Вадим Скоробогатько подчеркнул, что компания готова использовать метод холодного ресайклинга для стабилизации грунта на всех трассах в Калининградской области. По его словам, в Турции данную технологию успешно применяют даже при строительстве взлетных полос на аэродромах.

«Хорошие дороги, в том числе в поселках в отдаленных муниципалитетах, — это значит, что люди не будут оттуда уезжать. Это залог развития региона, и мы рады, что и жители, и власти по достоинству оценивают нашу работу», - отметил Вадим Анатольевич.

Опрос
  • Смотрите ли вы фильмы для взрослых?

    ки.jpg

Проголосовало 118 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты