Что такое бережливое производство? Несмотря на то, что данный термин используется уже достаточно давно, наверное, мало кто представляет, в чем конкретно заключаются его элементы и процессы.
Инструменты бережливого производства в России внедряются в рамках национального проекта «Производительность труда», и в разных компаниях свой опыт. У кого-то результаты оказываются успешными, кто-то еще на пути к успеху. В калининградской группе компаний «За Родину» бережливое производство применяется с 2022 года, и здесь уже могут поделиться опытом его внедрения.
«За Родину» - один из лидеров в России среди рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний. В цехах предприятия действуют 10 производственных линий, где выпускаются рыбные консервы. Здесь установлено самое современное оборудование таких известных мировых производителей, например, таких как Dana-Technology, Steriflow, JkSomme и Cabinplant. А любое оборудование, как известно, требует регулярного обслуживания.
Раньше на предприятии действовала традиционная система, когда в процессе ремонта заполнялись специальные журналы, на основе записей в которых по завершению работ делалось заключение и прогноз на следующий год.
«Это довольно сложная задача, требующая большого количества времени. И иногда специалисты или упрощали процесс, или записывали не все. Или же записывали, но не выполняли. А недообслуженное и недоремонтированное оборудование, как правило, преждевременно выходило из строя, что наносило прямой ущерб компании», - говорит главный инженер рыбзавода «За Родину» Игорь Кобзарев.
Чтобы решить эту проблему, на предприятии и была внедрена система бережливого производства. В чем ее суть?
Во-первых, были регламентированы все действия по ремонту оборудования. Необходимо было не только отследить порядок их выполнения, но и обязательно подтвердить. Для этого были разработаны технологические карты, на основе которых был сформирован годовой план планово-предупредительных работ. Затем эти технологические карты были оцифрованы и сведены в единый программный продукт. Таким образом, годовой план ремонта был автоматически сформирован и визуализирован.
На втором этапе реализации проекта нужно было обеспечить доведение сменного задания до каждого сотрудника. Для этого механикам выдали специальные смартфоны с установленной программой. Каждая смена, заступая на работу, теперь каждое утро открывает гаджет, где высвечивается задание, что им необходимо сделать. После выполнения работы наладчик докладывает сменному механику, а тот должен сфотографировать результат в качестве подтверждения исполнения работы.
«Вроде бы звучит очень просто. Успех зависит только от одного: мы должны в программе работать ежедневно, без каких-либо пропусков. Пропустили - у нас нарастает целый список невыполненных заданий. Благодаря опять же этой программе у меня высвечивается сразу красный флажок, что механики не работают, что-то не сделано. Таким образом, повышается контроль и эффективность», - отмечает Игорь Кобзарев.
Главный инженер подчеркнул, что в программе по специальному запросу была предусмотрена возможность введения дополнительных заданий, поскольку на производстве всегда может возникнуть непредвиденная ситуация.
Как подчеркнул Игорь Кобзарев, при разработке программного продукта за основу был выбрана система «1С: ТОиР», которая присутствует на рынке уже достаточно давно. Однако она достаточно сложна для восприятия даже подготовленному пользователю. Необходимо было создать оболочку, простую и понятную каждому механику, удобную в использовании и стабильную в работе. Все эти задачи выполнил партнер группы компаний «За Родину» калининградская IT-компания «Продман».
«По нашему заказу была разработана архитектура программного решения, дополнен продукт монитором управления ремонтами при помощи web-технологий, разработано мобильное приложение для сменных механиков, после чего программа стала полностью соответствовать необходимому функционалу. Необходимо особо подчеркнуть, что все выполнено в кратчайшие сроки и с высоким качеством», - говорит Игорь Кобзарев.
По словам генерального директора компании «Продман» Павла Попова, успех данного проекта – это заслуга всех сотрудников ГК «За Родину».
«Нам удалось довольно сложный процесс сделать простым. Был создан продукт, который прост и удобен в обращении. Я бы хотел отметить высокую поддержку со стороны компании в части реализации этого проекта, от руководства, от всех работников, которые были вовлечены», - отмечает Павел Попов.
Какие же результаты в итоге были достигнуты на рыбзаводе «За Родину». Во-первых, из-за того, что оборудование стало обслуживаться по плану, снизилась аварийность. Зачастую в производстве одна неисправность приводит к другой, еще более серьезной. Например, если разрушился подшипник, то это может привести к поломке электродвигателя.
И вот вполне ощутимые экономические итоги. Если в 2022 году на ремонт электродвигателей на предприятии было направлено 3,5 миллионов рублей, то за девять месяцев 2023 года эта цифра составляет всего 400 тысяч, а прогноз по году – не более 500 тысяч. Получается, экономия в 7 раз.
Внедрение программного продукта компании «Продман» напрямую повлияло на улучшение экономических показателей «За Родину». Поскольку сократились простои оборудования, то выросли объемы выпуска продукции, а отсутствие поломок повысило качество продукции - ведь если оборудование выходит из строя, могут случиться нарушения технологии.
Простои оборудования приводили к тому, что для наверстывания плана необходимо было работать сверхурочно, а это тоже дополнительные расходы, которые теперь не нужны. Да и работники устают меньше, потому что не работают сверх нормы.
О работниках следует сказать отдельно. Нередко люди сопротивляются внедрению различного рода новшеств, опасаясь, что это ухудшит их положение. В компании «За Родину» поначалу механики тоже с недоверием восприняли новинку, думая, что это заставит их делать двойную работу.
Но как рассказывает старший механик рыбоконсервного цеха №1 Артём Стенько, эти опасения были напрасными. По его словам, по-новому работать гораздо проще и быстрее, и лично ему стало намного легче выполнять задания. Он не только первым освоил новую технологию, но и выступил наставником по обучению своих коллег новшеству, за что получил хорошую премию.
Усилия группы компаний «За Родину» по повышению качества продукции были отмечены по достоинству. Не так давно на предприятии прошел международный аудит пищевой безопасности. Аудиторы проверяли техническое состояние оборудования, помещений, технологического процесса. По итогам проверки все показатели получили высокую оценку.
Как отметил главный инженер рыбзавода «За Родину», преимущество программного продукта IT-компании «Продман» в том, что он не статичный, а развивающийся. На сегодняшний день перед предприятием стоит задача ввести учет расходных материалов.
«Нам необходимо сформировать список неснижаемого остатка запасных частей и приборов. Если в процессе ремонта этот уровень снизится, то автоматически будет подана заявка на его восполнение», - говорит Игорь Кобзарев.
Это позволит компании точно знать, сколько запасных частей и расходных материалов требуется на год. Более того, можно будет оценить соответствие сроков ремонта оборудования потребностям предприятия. Так, если в срок между ремонтами оборудование все же вышло из строя, значит его нужно проводить чаще. И наоборот. Все это в итоге также скажется на повышении эффективности работы рыбзавода.
© ИА Русский Запад/аш