Светофоры поумнели на 13 перекрестках Калининграда. Во вторник, 12 декабря 2023 года, впервые публично продемонстрировали интеллектуальную транспортную систему, нацеленную на безопасность и увеличение пропускной способности дорог. Первый этап её внедрения завершён только что.
Новые технические решения, более 60 миллионов рублей федеральных средств и контракт с «Ростелекомом» позволили спроектировать улучшение 50 светофорных объектов. На первых 13-ти уже смонтировано оборудование, позволяющее сотрудникам областного «Центра управления интеллектуальной транспортной системой» изучать трафик. Основой работы умных светофоров стали видеокамеры с детекторами и программное обеспечение по обработке информации с них. Большой транспортный апгрейд решили начать вдоль следования трамвая №5.
Пока система сконцентрирована вдоль рельс маршрута трамвая № 5, но её планируют расширять
«Это нужно, чтобы наши красивые и дорогие трамваи не стояли в пробках, а ехали, - рассказывает Алексей Ржанов, директор «Центра управления интеллектуальной транспортной системой Калининградской области». – Чтобы эффективно ехать, нужно знать трафик на пути следования и понять, на каких участках нам создают проблемы».
Специальные камеры с детекторами установили от перекрёстка Советского проспекта с улицей Яналова до площади Василевского.
Фестивальная аллея — ул. Алябьева;
Советский проспект — ул. Яналова;
Советский проспект — ул. Нарвская;
Советский проспект — ул. Репина;
Советский проспект — Советский переулок;
Советский проспект;
Советский проспект — проспект Мира;
площадь Победы — Гвардейский проспект — ул. Гаражная;
ул. Черняховского — Ленинский проспект;
ул. Черняховского — ул. Горького;
ул. Черняховского, 15;
ул. Черняховского — ул. Пролетарская;
площадь Маршала Василевского.
Директор Центра управления интеллектуальной транспортной системой Калининградской области Алексей Ржанов
«Светофорами там мы можем управлять уже сейчас прямо из этого зала, - говорит Алексей Ржанов. - Для этого в каждом светофорном объекте заменены управляющие контроллеры, оборудование которое включает разные режимы, меняет работу светофора. До этого времени к каждому из них специалистам приходилось выезжать. Сейчас же мы можем направлять такие воздействия отсюда, с этого рабочего места».
Система сама определяет класс транспортного средства и направление его движения
10 из 13 первых умных перекрёстков оборудованы детекторами транспорта. Видеоэлемент считает, куда, когда, сколько и какие транспортные средства проехали. Наиболее точная модель появится по результатам года, с учётом пиков пробок, к примеру, 1 сентября или 31 декабря.
«На Советском проспекте у нас есть стратегический детектор, который смотрит на номера автомобилей, это нам нужно не для штрафов, а чтобы мы понимали, как складывается транспортный спрос, - продолжает Ржанов. – За исключением такси, у большинства автомобилистов один и тот же путь утром, днём и вечером. Детектор считывает и общественный транспорт. Всё это необходимо, чтобы понять, а может, там действительно нужен ещё один маршрут».
Перекрёсток Советского проспекта с улицей Репина
Некоторые детекторы считывают типы транспортных средств. Как, например, на перекрёстке улиц Яналова и Гайдара. Оттуда собирают статистику по проездам легковых, грузовых и автобусов.
«Чем больше такой информации мы получаем, тем более точную математическую модель можем построить и тем более точное примем решение, правильно ли у нас работает светофор или нет», - говорит директор центра управления ИТС региона. То же касается и периодов работы светофоров для пешеходов. Главные цели – обезопасить движение по городу, ускорить трафик и сделать перекрёстки более управляемыми.
Центр управления ИТС подключился к светофорам через систему защиты информации. Несанкционированный доступ сторонних лиц туда исключён. Таким было одно из требований федеральных органов власти.
Создал интеллектуальную систему «Ростелеком». Компания выиграла это право на аукционе. Автором технического решения стала дочерняя компания победителя торгов - «ВойсЛинк». Она специализируется на разработке интеллектуальных транспортных систем.
«Калининград стал не первым городом, где платформа внедрена. И это плюс, потому что в предыдущих мы извлекали уроки, исправляли ошибки, допущенные при разработке платформы, - сообщает Евгений Торгашин, заместитель директора Калининградского филиала «Ростелекома». - Поэтому внедрение в нашем регионе прошло гораздо проще, чем в других. Мы готовы делиться своей экспертизой».
Заместитель директора Калининградского филиала "Ростелекома" Евгений Торгашин
Сейчас «Ростелеком» оказывает гарантийную поддержку коллегам из регионального центра ИТС.
Замдиректора калининградского филиала компании подчеркнул, что главное преимущество системы даже не в удалённом управлении светофорами.
«Появляется возможность точных прогнозов событий при изменениях условий движения, работы светофора, разметки, перестановки знаков», - говорит Евгений Торгашин. – Как, к примеру, увеличение времени движения пешеходов скажется на остальных участниках движения?.. Главная задача не останавливаться на первом этапе. Максимальный эффект от системы появится, когда мы охватим датчиками и камерами весь город. Нужно обеспечить стопроцентный мониторинг дорожной сети».
Камеры снабжены специальными датчиками
Следующим этапом развития интеллектуальной транспортной системы Калининграда должно стать расширение числа «умных» светофоров. Далее в планах – экспансия интеллектуальных камер с датчиками на агломерацию. То есть, в пригороды Калининграда, в примыкающие кварталы Гурьевского городского округа.
© ИА Русскиий Запад / Пётр Старцев