Ушедшую в тень тему застройки Куршской косы 7-этажным отельным комплексом в посёлке Рыбачий вновь мощно подсветили на экологическом форуме в Калининграде в субботу, 1 ноября 2025 года.
На состоявшемся в отеле «Турист» мероприятии дали слово всем: и тем, кто собирается строить, несмотря ни на какие общественные протесты, и категорическим противникам.
Одним из первых, разумеется, выступил директор национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина. Свою позицию по поводу застройки он ни разу не выразил на 100% однозначно. Не была исключением и его речь на этот раз.
«Приглашенные на форум ученые, юристы и архитекторы были озабочены всего одной темой, имеющей отношение к сохранению Куршской косы: последствиями предполагаемого в Рыбачьем строительства международного пассажирского речного пункта пропуска, оградительного мола, гостинично-рекреационного комплекса и реконструкции объектов гидротехнического назначения. Хотя ещё даже нет проекта, ведутся предпроектные изыскания и научные исследования», - подытожил он сам себя в социальной сети 3 ноября – то есть, уже после форума «Сохраняя Куршскую косу».
Главный защитник природы, каким он должен быть по своей должности, ушёл от прямой оценки, предложив защищать косу в общем и целом, во всех её местах.
«Почему бы не поднять вопрос о необходимости жителями региона соблюдать правила поведения в национальном парке? Поговорить о последствиях хождения по авандюне и дюнной гряде? Об угрозе пожаров?» - продолжил Анатолий Калина.
В общем, решил просто заболтать конкретно обсуждаемый вопрос пространными рассуждениями. Кстати, да – за соблюдение правил поведения в нацпарке отвечает... как раз дирекция национального парка, то есть, в конечном счёте, и сам Анатолий Анатольевич. Тогда к кому вопрос?
Несмотря на обилие постоянно озабоченной экологической общественности, выступил на форуме и главный виновник торжества – застройщик. За него отдувался Олег Николаенко, представленный как руководитель проекта. Официальной функции, по данным ЕГРЮЛ, в ООО «Спецавтотранс» у него, правда, нет.
Компанией, желающей создать на Куршской косе комплекс апартаментов на 400 мест, управляет с 2015 года налоговый резидент Ханты-Мансийского автономного округа Ирина Жукова. Она же была и единственным собственником фирмы по 17 января 2022 года, пока на её место не заступили Василий Тизларишвили с долей 50%, больше известный как владелец других компаний – по оптовой продаже алкогольных напитков, и Ангелина Шаплова (тоже с 50% долей). Шапловой принадлежат 64% в ООО «Калининградское морское пароходство» (2024 года: выручка 792 млн рублей, прибыль 103 млн рублей). А до 12 мая 2025 года Шаплова была соучредителем в ООО «Карьер Краснолесье». Что сделал этот карьер с лесом у посёлка Краснолесье с позволения государства, каждый может увидеть сам при посещении Нестеровского района. Вот в интересах этих двух предпринимателей и задумана застройка Рыбачьего. Они случайно не хотят приехать и выступить? Рассказать, что сами хотят, а не подставлять своего менеджера под словесные удары.
Николаенко давил на жалость: мол, компания только в изыскания вложила 36 млн рублей. Фирма исследовала какие-то придонные илы и сделала проект очистных сооружений. Впрочем, они будут сбрасывать свои воды прямо в водоём, то есть, в залив. А за общие очистные сооружения для 7-этажного комплекса и Рыбачьего должны отвечать... власти, а не частный инвестор.
Что касается птиц, а это главное опасение экологов, разбирающихся в теме, то, по версии Николаенко, их защитят специальные сетки и защитные стёкла. Правда, ни один из учёных, а среди них на форуме был и член Российской академии наук, не смог себе представить, как это на самом деле будет работать. Эксперимент, типа, давайте построим, а потом посмотрим - к нему сейчас нас всех и толкают - может привести к гибели сотен тысяч, если не миллионов пернатых.
Не говоря о том, что это само по себе станет катастрофой для Куршской косы, в сухом остатке хочется видеть выхлоп для общества. Но его-то и не просматривается. Одни потери, поражения и удар по национальному парку, пока что ещё гордости Калининградской области.
Пока виден интерес только самого инвестора, он-то свои затраты отобьёт и будет обвариваться на элитном отдыхе понятно по какой цене.
В зале прозвучало ещё очень много слов, видимо, обращённых к дирекции нацпарка и к застройщику. Услышали ли они их? Ведь сейчас ещё не поздно прийти к компромиссу. Например, начать снижать этажность.
Известный архитектор Артур Сарниц предложил ввести законом общее правило для Куршской косы: не выше 2 этажей для любого объекта (а, значит, где-то до 8 метров).
Наверное, у «Спецавтотранса» при 2 этажах не сойдутся дебет с кредитом, окупаемость зайдёт за горизонт 15 лет, ну, так ведь в Рыбачий их никто специально и не приглашал. Они сами вломились со своим проектом, которого, по словам Анатолия Калины, ещё даже и «нет».
Сомнения есть и насчёт прикрывающего весь проект международного морского пункта пропуска. Зачем он, когда международное положение сейчас таково, что, того и гляди, соседи могут закрыть и выход из Куршского залива в Балтийское море. Что тогда? Будем перекапывать косу, как это сделали поляки на Балтийской косе?
В общем, видимо, форум «Нашего берега» - это только начало баталий за сохранение особо охраняемой территории пригодной для перелётных птиц, да и других обитателей природного мира.
© ИА Русский Запад/аш