Во вторник, 29 апреля, на сцене Областного драмтеатра состоялся заключительный спектакль проекта, после которого можно подводить итоги.
Международный театральный проект "Ромео и Джульетта" подошел к концу. Заключительный спектакль артисты сыграли 30 апреля, и в этой постановке были задействованы сразу все артисты из трех театров - участников проекта, Калининградского драмтеатра, Театра им. А. Севрука в Эльблонге и Клайпедского Государственного музыкального театра. Сам проект финансировался из средств Евросоюза.
Последний спектакль можно в полной мере назвать самым необычным и масштабным, ведь в нем приняли участие 65 артистов – труппы трех театров. Мало того, зрители спектакля наблюдали за тем, как по ходу действия актеры трех театров сменяют друг друга, в результате чего одни и те же герои говорят то на русском, то на польском, то на литовском языках. Благо сюжет известный – незнание языка едва ли могло помешать просмотру. Тем не менее происходящее на сцене казалось фантасмагорией: Джульетта на балконе общается с любимым, который меняет лица буквально как перчатки, только что был один, и вот уже другой, а затем и третий. В какой-то момент возникло впечатление, что Джульетта буквально ослепла от любви и не заметила, что возлюбленных у нее уже трое. В целом, несмотря на ряд довольно забавных моментов, спектакль получился довольно неплохим.
Что можно сказать о самом международном проекте "Ромео и Джульетта"? Он задумывался в первую очередь для культурного обмена между тремя вышеупомянутыми театрами. Суть здесь не столько в спектакле, сколько в том, чтобы артисты поработали друг с другом, обменялись опытом и наладили общение. В этом отношении проект удался, артисты хорошо играют все вместе, контакты налажены, и все, кажется, довольны. А если рассматривать спектакль сам по себе, то об удаче говорить сложно.
Эта шекспировская пьеса на театральной сцене была разыграна бесчисленное множество раз, и от новой постановки поневоле ждешь какого-то нового подхода, нового видения, словом, того, что и должен привносить в спектакль каждый новый режиссер. В случае с этим проектом все получилось наоборот. На вопрос, что отличает эту постановку, напрашивается ответ – ничего. Играют артисты неплохо, слаженно, но самого духа шекспировской драмы здесь почувствовать невозможно. Текст зачитывается актерами, но смысл как будто ускользает, напряжения между Монтекки и Капулетти не ощущается, как не ощущается трогательности наивной любви Ромео и Джульетты. В начале спектакля режиссер польского театра Мирослав Шедлер спросил зал, о чем эта пьеса. Ему ответили: "О любви". Он же сказал, что ответ этот неверный, что пьеса Шекспира на самом деле о ненависти. Однако, ни любви, ни ненависти на сцене не было, а были лишь вялые взаимоотношения между двумя семействами, по недоразумению приведшие к гибели нескольких человек. Постановку три театра затеяли классическую, но не привнесли в нее ничего нового, – оттого она получилась скучной и совсем не впечатляющей. При всем уважении к тем сложностям, которые пришлось преодолеть постановочной группе трех театров, - итог все же оставляет желать лучшего.
Результат международного проекта можно рассматривать с точки зрения оптимиста и пессимиста, известно же, что для одного стакан наполовину пуст, а для другого - наполовину полон. Однако половинчатость остается фактом неизменным, от нее, увы, никуда не деться.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Алена Мирошниченко
© Фото: dramteatr39.ru