Калининградский автор исторического открытия рассказал оппонентам и Русскому Западу об источниках своих исследований
В Калининграде развивается полемика о правде и вымысле в исследованиях боев под Кенигсбергом. Директор Областного историко-художественного музея Сергей Якимов подверг сомнению прорыв окружения 91-й гвардейской стрелковой дивизии силами мотоциклистов и амфибийцев. Автор этих исследований обратился в Русский Запад с ответным заявлением. Тем более что историк изучает окружение на протяжении четырех лет.
- За все послевоенное время было всего одно упоминание окружения советской дивизии на Земланде, в мемуарах Людникова, однажды вскользь писалось об участии мотоциклистов, - рассказал кандидат исторических наук Владимир Беспалов. - Но в ветеранской среде ходили слухи на эти темы, что меня и заинтересовало. Я начал выводить все это на профессиональный исторический уровень. Выезжал в Центральный архив Министерства обороны России. Пришлось покупать снимки немецких документов в Трофейном фонде германской армии Национального архива США (в Вашингтоне - прим. Русского Запада), запрашивать данные в Военном отделе Федерального архива Германии (во Фрайбурге - прим. Русского Запада).
Значительная часть этих архивных материалов, по словам историка, впервые попала в научный оборот. Для этого в марте и в октябре 2013 года Беспалов работал в Центральном архиве Минобороны РФ. Ему помогал администратор интернет-форума "Подземелья Кенигсберга" Василий Савчук.
- Мы работали с фондами 5-го гвардейского стрелкового корпуса 39-й армии 3-го Белорусского фронта, куда входила 91-я дивизия, - продолжил историк. - Именно там сохранились журналы боевых действий, а также почасовой отчет командования корпуса. Он называется "Выход к морю, бой в окружении и выход из окружения 91-й гвардейской стрелковой дивизии".
Еще одним источником для исследований калининградца в архиве Минобороны РФ стал Фонд бронетанковых и механизированных войск 3-го Белорусского фронта. А конкретнее - журналы боевых действий 2-го гвардейского мотоциклетного полка подполковника Купина и 271-го отдельного мотострелкового батальона особого назначения майора Кобылянского (амфибии).
- У амфибийцев сведений оказалось меньше, они понесли слишком большие потери, их архив в основном погиб со многими бойцами и машинами, - продолжил Беспалов. - Но нас выручили копии донесений амфибийцев в штабы корпуса и армии. На основе всех этих документов мы вычислили численность, силы и средства полков. Вплоть до объемов топлива мотоциклетного полка. То же самое и с рассчетом потерь личного состава и техники.
Данные о прорыве глазами немцев исследователи черпали из зарубежных архивов. Кстати, 28-й армейский корпус вермахта, который окружил 91-ю стрелковую дивизию, засветился в архивах США неслучайно. Командующий этим корпусом Ханс Гольник вместе со многими своими сослуживцами был переброшен в Западную Германию. Он попал туда аккурат после боев против солдат Кожанова и Кобылянского. Гольнику посчастливилось сдаться союзникам советских солдат. Именно поэтому архив 28-го армейского корпуса вермахта пришлось искать в Трофейном фонде германской армии Национального архива США.
К концу 2014 года исследования о советских героях-окруженцах в Пруссии должны выйти в виде брошюры или небольшой книги. Издание уже готовится.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Петр Старцев