А. Руссо, автопортрет
Этот представитель примитивизма, прозванный Таможенником, оказал огромное влияние на искусство начала ХХ века.
Анри Руссо, пожалуй, является одним из самых интересных художников конца XIX – начала ХХ века. Именно он положил начало увлечению художников-модернистов так называемыми примитивами. Его работы часто высмеивались критиками и коллегами по художественному ремеслу, однако имя "Таможенника" Руссо навсегда вошло в историю искусства. Среди почитателей таланта Анри Руссо можно назвать Ренуара, Писарро, Дега, Пикассо и пр.
Этот художник принадлежал к числу талантливых самоучек. Как Гоген и многие другие ныне известные мастера, он увлекся живописью, будучи уже в довольно зрелом возрасте. Он родился 21 мая 1844 года в семье рабочего, а прозвище "Таможенник" приобрел благодаря своей непосредственной профессии: Руссо работал на таможне. Свои работы он впервые продемонстрировал публике на "Выставке независимых" в 1886 году, тогда художнику-самоучке было уже 42 года. Хотя многие из тогдашних знатоков искусства и раскритиковали дебютанта, все же нашлись и те, кто смог по достоинству оценить великолепный колорит, необычность композиций. В начале своего творческого пути Руссо изображал жанровые сценки, виды Парижа, портреты.
Руссо специалисты считают одним из самых ярких представителей примитивизма, или наивного искусства. Его работы далеки от реалистического изображения каких-либо сюжетов, а для современников художника они представляли собой что-то совершенно невообразимое: в мире, где на тот момент импрессионизм уже начал составлять весомую конкуренцию искусству академического толка, внезапно появился художник, создававший работы, не похожие совершенно ни на что. Его произведения было невозможно отнести к какому-либо из существовавших тогда стилей.
Плод яркой фантазии автора, картины Руссо завораживали и до сих пор завораживают тем удивительным миром, который на них изображен. Многие современники говорили про эти холсты: "Так может нарисовать и ребенок"; но в этой, безусловно, несправедливой фразе все же есть интересное наблюдение: мир на полотнах Руссо в самом деле предстает по-детски ярким, притягательным, как конфетная обертка. Вдохновляло Анри Руссо народное искусство, его простота и в то же время эффектность, ясность каждой детали и безыскусная цветовая насыщенность.
Несмотря на то, что живописью он занялся довольно поздно, Анри Руссо искренне считал искусство своим призванием. За сравнительно недолгий период творчества он все же не остановился на какой-то одной точке развития себя как художника, его искусство менялось, и поздние работы разительно отличаются от первых опытов. Именно к концу жизни художник пришел к созданию своих наиболее интересных полотен, где изображен экзотический мир джунглей. Парадокс работ Анри Руссов состоял еще и в том, что все эти полуфантастические пейзажи в его картинах являются придуманным от начала и до конца, художник никогда не был в джунглях, все, что написано им, – лишь плод фантазии и немножко результат от впечатлений после посещения Ботанического сада. В смысле "выдуманности" сюжетов картин, напоминающих сновидения, "Таможенника" вполне можно считать предтечей сюрреализма. Одну из его работ ("Сон цыганки"), найденных уже после смерти художника, некоторое время приписывали сюрреалистам.
Простота произведений Руссо - лишь кажущаяся, для создания таких колористических эффектов требуется кропотливый труд и недюжинные умения. К примеру, для создания листвы в одной из картин ("Сон") художник использовал около 50 оттенков зеленого цвета. Образ обнаженной женщины на этой картине отсылает зрителя к таким известным работам, как "Венера Урбинская" Тициана, "Олимпия" Мане и многим другим. Становится очевидно, что работы Руссо на самом деле гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд.
Умер Анри Руссо 4 сентября 1910 года в результате несчастного случая: художник поранил ногу и скончался от гангрены. Эпитафию для могилы "Таможенника" Руссо написал сам Гийом Аполлинер.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Алена Мирошниченко