В среде историков Второй мировой войны Калининградская область может получить статус Сандомирского и Балатонского плацдармов: на территории самого западного региона России в феврале 1945 года разгорелась танковая дуэль - противостояние аналогичных по классу видов бронетехники и бой между экипажами.
- Такой бой между тяжелыми танками - редкий случай для Великой Отечественной войны, ведь чаще всего бронетехника выбывала из строя от ударов артиллерии, - сообщил кандидат исторических наук Владимир Беспалов. - Однако, именно это произошло в феврале 1945 года во время попытки деблокады окруженной 91-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й армии 3-го Белорусского фронта на территории нынешнего Зеленоградского района. Бронированные машины сошлись близ восточно-прусского местечка Норгау (сегодня - пос. Медведево).
Четыре советских ИС-2 и семь Т-34 наступали вперед, но натолкнулись на "Тигры" 511-го тяжелого танкового батальона 9-го армейского корпуса вермахта. Об этом есть данные с обеих сторон. Замаскированные на местности немецкие тяжелые танки и самоходные артустановки били с высот с дистанции около полутора километров. Оптика позволяла.
Одними из первых под удар попали 1-й батальон гвардии майора Белова и рота старшего лейтенанта Кноделя. ИС-2 вместе с командиром орудия Гусевым и заряжающим Сергеевым сгорел. В бою за высоту "70,9", где сражались пехотинцы Петра Романова, подбиты два Т-34 28-й отдельной танковой бригады.
В ходе дуэли немецкие бронированные машины не раз выходили в контратаку. За каждую из них пришлось ответить. Только в одном броске противник потерял два самоходных орудия. Они сгорели вместе с экипажами. Подбитыми с места боя отползли еще две САУ с черными крестами. Советские потери, по документам Минобороны РФ, - четыре танка Т-34 и два ИС-2: противник поджег их из засады в районе поселка Норгау. Здесь же несколько экипажей сами, без поддержки пехоты, отразили контратаку танков и самоходных установок противника.
Командир одной из машин, младший лейтенант Политько, из уже подбитого Т-34 "подбил самоходную установку, вел губительный огонь по силам противника, уничтожил более 15 немецких солдат и офицеров".
Информация о танковых боях за деблокаду советской дивизии на Земланде попала к кандидату исторических наук Беспалову и его коллеге, краеведу Василию Савчуку, из архивов России, США и Германии. Американский след бумаг 28-го армейского корпуса и других частей вермахта, по словам историка, объясняется просто: за океан попали документы немецких подразделений, которые в 1945 году сдались англо-американским союзникам СССР. Так сложилась судьба и 28-го армейского корпуса вермахта под командованием генерала от инфантерии Ханса Гольника. После окружения советской дивизии в Пруссии, в феврале 1945 года, он со своими людьми был перенаправлен на Западный фронт. Калининградский исследователь Владимир Беспалов рассказал Русскому Западу, как искал "прусский след" в американских архивах.
- За свой счет мы с моим коллегой, администратором форума "Подземелья Кенигсберга" Василием Савчуком, переводили деньги в Национальный архив США, - сказал Беспалов. - Там есть Трофейный фонд Германской армии - огромное собрание документов немецких частей, сдавшихся союзникам. Оттуда нам по интернету в хорошем качестве высылались микрофильмированные копии документов. К примеру, одним заходом к нам пришло 800 страниц документов 3-й танковой армии генерала Рауса. Более того, мы раздобыли документы отдела "1С" разведки и контрразведки штаба этой армии за первую декаду февраля 1945 года. Они снабжены картографическими вкладками. Там же - бумаги 28-го армейского корпуса вермахта. Стоимость одной копии - $100, за 12 копий мы постепенно отдали около $1200.
Такая работа длилась около двух лет попутно с действиями в Центральным архиве Минобороны России. Теперь собранные документы помогают восстановить картину этой части Восточно-Прусской операции, малоизвестные подвиги советских солдат и условия, в которых они совершались.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Петр Старцев