19.02.2013 00:00
Самый старый корпус Кенигсбергского университета окаймлял Кафедральный собор острова Кнайпхоф с севера и с востока
19 февраля 2013 года профессура Балтийского Федерального университета им. И. Канта вспомнит добрым словом императрицу Елизавету I. Именно в этот день, в 1759 году, во времена российского протектората в Пруссии дочь Петра даровала старинному учебному заведению "все права и полную свободу обучения". Но это стало лишь продолжением долгого общения России и Пруссии через науку и совершенствование системы образования.
РОССИЯ УЧИЛАСЬ У КЕНИГСБЕРГА
Альбертина (название старейшего Кенигсбергского университета) имеет укоренившиеся связи с российской наукой. В течение XVIII столетия обучение российских подданных в Альбертине стало традицией. История тесных взаимоотношений этой alma mater и российской науки началась в конце XVII столетия, в 1697 году. То есть именно тогда, когда царь Петр I посетил Кенигсберг в составе Великого посольства. С тех пор Альбертина стала одним из центров подготовки российских специалистов и сыграла немаловажную роль в становлении и развитии науки и высшего образования в России. Например, по указу Петра I 1716 года, в кенигсбергских учебных заведениях, в том числе и в Альбертине, обучалась группа из 33 россиян в течение четырех лет. По завершении обучения молодые люди были готовы к работе в государственных учреждениях нового образца, а также для дипломатической службы. В основанной Петром I Петербургской академии наук из тринадцати первых академиков четверо были из Альбертины. Среди них был всемирно известный математик, лингвист и востоковед Х. Гольбах, а также основоположник норманнской теории создания Древнерусского государства Г. З. Байер. Из пяти первых президентов Академии четверо также закончили Кенигсбергский университет.
РУССКИЕ “ЗАЧЕТКИ” НА КАФЕДРЕ У КАНТА
На XVIII столетие, особенно на годы правления прусского короля Фридриха II (1740 - 1786), уделявшего много внимания науке и искусству, пришелся расцвет европейского Просвещения. Вершиной этого явления в Пруссии стали труды И. Канта. И именно в это время студенты из России лично слушали лекции философа и других деятелей немецкого Просвещения. Наибольшее количество россиян обучалось в Альбертине в 1758-1762 годы, когда в результате Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Университет формально стал российским. Профессора и доценты, среди которых был и И. Кант, наряду с остальными жителями Кенигсберга принесли присягу подданства императрице Елизавете Петровне.
ПРУССКИЕ КОРНИ МГУ
В указе императрицы Елизаветы Петровны Альбертине отводится целый раздел. Университет оставался при своих доходах и вольностях, для студентов и преподавателей сохранялся привычный режим обучения, оставались прежними выплаты на содержание университета, а также гарантировались все права и полная свобода обучения. Лекции с интересом посещали российские офицеры, расквартировавшиеся в Кенигсберге. Среди них был А. Т. Болотов, в дальнейшем известный русский ученый. Он оставил записки о своем пребывании в Кенигсберге. В это же время из Московского университета была направлена целая группа студентов для обучения в Альбертине.
© Ольга Шумакова, специально для Русского Запада