Ведомства РФ спорят о дифференциации транспортного налога для юрлиц
Минпромторг подготовил законопроект о дифференциации ставки налога на транспортные средства организаций в зависимости от их экологического класса и возраста. Минфин не поддержал это предложение, а Минэкономразвития считает, что оно должно быть дополнительно проработано.
Чем старше машина, тем больше за нее платить налогов
Минпромторг предлагает для всех транспортных средств (наземных, воздушных, водных), которые зарегистрированы на организации, установить на федеральном уровне коэффициент экологического класса и возрастной коэффициент. Для транспортных средств с экологическим классом ниже действующего на территории РФ предлагается установить коэффициент 1,5; с классом, соответствующим действующему - 1; выше действующего - 0,7.
Для пятилетних транспортных средств предлагается установить коэффициент 1, десятилетних - 1,75, от 10 до 15 лет - 2, более 15 лет - 3.
Таким образом, самые высокие ставки налога будут применяться к старым машинам с низким экологическим классом.
Автомобили, выпущенные в России до 2006 года, - основные источники загрязнения окружающей среды в городах
Минпромторг отмечает, что автомобильная техника, выпущенная в России ранее 2006 года, является основным источником загрязнения окружающей среды в городах и относится к низким экологическим классам. По мнению ведомства, увеличение транспортного налога на автомобили с большим сроком эксплуатации будет способствовать их ускоренному списанию и утилизации организациями, а также стимулировать рост автомобильного рынка как за счет внутреннего производства, так и за счет импорта. При этом Минпромторг предлагает исключить из Налогового кодекса норму, позволяющую регионам дифференцировать ставки в зависимости от класса и возраста автомобиля как юрлиц, так и физлиц.
Минтранс считает нецелесообразным вводить одновременно две дифференциации ставок, так как это приведет к двойному налогообложению автомобилей большего возраста с низким экологическим классом. Министерство предлагает установить только коэффициенты в зависимости от экологического класса.
"Олдтаймеры" вне закона
МВД предложило ввести исключения при установлении повышающих коэффициентов для классических автомобилей (так называемые "олдтаймеры").
В Европейских странах молодой успешный человек приобретает новый автомобиль малого класса, человек средних лет уже присматривается к бизнес-классу. Более старшее поколение, приблизительно 50-55 лет, либо покупает новый S класс, либо, что гораздо более почетно в Европе, приобретает, к примеру, Porshe 1975 года. И таких там не мало.
Новые налоги на автомобили могут привести к удорожанию транспортных услуг
По мнению Минэкономразвития, предложения Минпромторга должны быть проработаны с точки зрения финансово-экономических последствий, так как это коснется перевозчиков, что может привести к удорожанию транспортных услуг. При этом министерство отмечает, что подобная дифференциация ставок сейчас может осуществляться на региональном уровне.
Минфин считает нецелесообразным в принципе вводить такую дифференциацию. Сейчас региональные власти в пределах, установленных Налоговым кодексом, определяют ставку налога и льготы. Им предоставлено право дифференцировать ставки с учетом класса и возраста транспортного средства.
Не все могут обновить свой автопарк
В настоящее время большинство регионов (Бурятия, Республика Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Астраханская, Владимирская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Калининградская области и другие) установили ставки из принципа: чем старше транспортное средство, тем ниже налоговые ставки. Повышенные ставки начиная с 3 лет после выпуска автомобиля установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области для автобусов и грузовых автомобилей. Таким образом, отмечает Минфин, региональные власти, устанавливая ставки, защищали социальные интересы граждан, чье материальное положение не дает возможности обновить свои машины, а также предпринимателей, организаций малого бизнеса, осуществляющих перевозки.
Повсеместное же установление ставок в зависимости от экологического класса, по мнению Минфина, может негативно сказаться на администрировании транспортного налога, так как показатель "экологический класс" отсутствует в госреестрах в отношении автотранспортных средств, имеющих длительный срок эксплуатации.
Минфин также отмечает, что одним из направлений налоговой политики, одобренных правительством, является выведение с 2013 года движимого имущества из-под обложения налогом на имущество организаций. Это, по мнению министерства, и должно будет способствовать обновлению автопарка и улучшению экологии.
Выводы
Таким образом пока нет определенности среди фискальных мер, направленных на обновление автопарка и улучшение экологии. Новые ставки налогов на транспортные средства и методы их дифференцированного взыскания пока также не определены.
Однако не стоит забывать о российских регионах, где должны быть учтены социальные интересы граждан и небольших предпринимателей, которые не всегда могут обновить свои машины.