ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 25 февраля по 3 марта: обзор Русского Запада

04.03.2013 01:24
   


Информационное агентство Русский запад представляет новый выпуск еженедельной рубрики о важнейших событиях прошедшей недели.

1. Конфликт интересов. Вице-премьер регионального правительства Евгений Морозов отправился в отставку после претензий со стороны прокуратуры области.

Главное событие минувшей недели случилось во вторник, когда губернатор Николай Цуканов подписал указ об освобождении своего заместителя Евгения Морозова от исполнения обязанностей вице-премьера по собственному желанию. Вот только известно об этом кадровом перемещении стало уже в среду и именно от пресс-службы областной прокуратуры. В правительстве же поначалу - как воды в рот набрали, ни в каком виде не комментируя увольнение фактически второго человека в руководстве региона. Уже на исходе рабочей среды был распространен комментарий Николая Цуканова о том, что отставка вынужденная, – необходимо исполнять решения судов, которые подтвердили позицию прокуратуры о конфликте интересов Евгения Морозова как чиновника и бизнесмена.

Претензии прокуратуры к Морозову известны и понятны: строительная компания "Мегаполис" действительно получила преференции благодаря своему высокопоставленному покровителю. В региональную собственность на аукционах были приобретены квартиры в новостройках, также принимались необходимые решения межведомственной комиссией по урегулированию вопросов долевого строительства. В правительстве изначально храбрились и заявляли о готовности оспаривать решения калининградских судебных инстанций в Верховном суде РФ. Но в итоге сочли за благоразумие этого не делать, и теперь Евгений Морозов может официально заниматься тем, что у него лучше получается – возглавлять строительную компанию.

Отставка строительного вице-премьера подняла новую волну разговоров о слабости кадровой политики нынешнего главы региона. Морозов стал уже девятым отправленным в отставку заместителем Николая Цуканова. Если говорить о министрах и руководителях агентств, то у них соответствующее количество приближается к пятому десятку. О причинах и следствиях столь неоднозначной трактовки тезиса "Кадры решают все" действующим главой региона Русский Запад писал в обзоре, вышедшем в минувшую пятницу.

2. Свершилось. Калининградская областная Дума с опозданием в 8 месяцев приняла региональный закон о принудительной эвакуации автомобилей.

Федеральный закон, предписывающий региональным законодателям обозначить правила, по которым должна осуществляться принудительная эвакуация автомобилей, нарушивших правила дорожного движения, вступил в силу еще 1 июня 2012 года. Но Калининградская областная Дума не смогла уложиться в установленный срок, - дискуссия об отдельных положениях пресловутого закона об эвакуаторах растянулась еще на месяцы. И вот, наконец, свершилось: парламентарии приняли законодательный акт в окончательном чтении, теперь осталось дождаться подписи губернатора и официального опубликования.

Вот только принятие закона не является той волшебной палочкой, которая одномоментно решит все проблемы региона и в особенности областного центра, связанные с неправильной парковкой автомобилей и другими нарушениями ПДД. В частности, остается нерешенным вопрос с тарифом на услуги штрафных стоянок, чем в ближайшее время должна заняться региональная служба по тарифам. Также предстоит определиться с полномочиями муниципальных властей, – ведь очевидно, что необходимость эвакуации автомобилей в Калининграде и, например, в Краснознаменске – это 2 большие разницы. Именно поэтому возникла дискуссия на предмет прописанных в законе 24 часов, в течение которых транспортное средство может храниться на штрафстоянке бесплатно, – в то время как власти областного центра настаивали на 6 бесплатных часах.

Вопрос принудительной эвакуации автомобилей в калининградских реалиях – не только транспортный, но и политический. Калининград смело можно назвать автомобильным городом, по количеству транспортных средств на душу населения соизмеримым с обеими столицами. Предыдущий опыт эвакуации вызывал справедливые протесты автолюбителей, которые являются наиболее активной частью населения. В команде Николая Цуканова наверняка хорошо помнят фатальную ошибку правительства Георгия Бооса, решившего наполнить скудный региональный бюджет за счет значительного повышения транспортного налога. Решение о повышении налога в итоге откатили назад, вот только поезд губернатора-москвича на Калининградскую землю уже ушел.

3. Невмешательство. Региональный парламент не стал наделять себя полномочиями по согласованию кандидатур вице-премьеров и министров правительства области.

Изначально эта инициатива казалась чуть ли не фантастической: еще в октябре прошлого года группа народных избранников, в которую вошли представители всех фракций, в том числе и "Единой России", внесла на рассмотрение Облдумы свою инициативу о том, что губернатор должен согласовывать с депутатами кандидатуры вице-премьеров, а также министра финансов и министров социального блока. Все дело в том, что калининградский парламент хоть и декларирует свою политическую самостоятельность, фактически является надежным проводником законодательных инициатив, рожденных региональным правительством. Депутаты позволяют себе критиковать отдельные инициативы, отдельных министров, но это никогда особо не влияло на результаты голосования.

В данном конкретном случае сенсационная инициатива фактически осталась на бумаге. Сначала Уставной суд посчитал, что предложенная процедура согласования не соотносится с действующим законодательством. А на минувшей неделе и депутаты окончательно завернули соответствующий законопроект, причем против выступили и те парламентарии из числа "партии власти", которые на начальном этапе числились в его разработчиках.

Получается, пока в парламенте не готовы играть самостоятельную роль в сложной схеме взаимодействия с правительством области. Ведь процедура согласования означает, что депутатам придется разделить с губернатором и ответственность за соответствующие проблемные сферы, которых и в финансах, и в социальном блоке хватает, что называется, с избытком. Ну, а губернатор по-прежнему имеет возможность менять вице-премьеров и министров с нужной ему частотой.

4. Макропроектирование. Внешэкономбанк рассматривает возможность выделения 300 миллионов евро на строительство верфи в Светлом.

Так уж сложилось, что эпоха мегапроектов в развитии Калининградской области пришлась на время руководства регионом экс-губернатора Георгия Бооса. Команде Николая Цуканова досталось не самое последнее наследство, когда основной задачей было не испортить то, что уже было наработано. Однако время не стоит на месте, и для того чтобы органично решать вопрос о переизбрании в 2015 году, действующему губернатору предстоит предъявлять и свои козыри.

Конечно же, ключевым индикатором эффективности региональных властей по освоению крупных федеральных инвестиций станет реализация масштабных проектов в процессе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако пока с чемпионатом, и что самое главное - его финансированием, больше вопросов, чем ответов, стоит обратить внимание не на такие громкие, но не менее эффективные проекты - особенно в связи с ожиданием последствий проблемы 2016 года (окончания действий преференций в рамках ОЭЗ). Одним из таких проектов может рассматриваться строительство "Западной верфи" в Светлом.

Данный проект отличает наличие крупного инвестора, тщательно подходящего к выбору объектов финансирования – государственного Внешэкономбанка. Объем инвестиций представляется весьма крупным по региональным меркам – 300 миллионов евро. Отдельно "Западная верфь" прописана и в проекте государственной программы развития Калининградской области. Запуск производства в Светлом планируется на 2015 год.

Понятно, чемпионат мира в 2018 году – это флагманский проект, призванный решить множество вопросов жизнеобеспечения региона, в том числе в транспортной и туристической сферах. Вот только с позиции решения вопроса спасения региональной экономики было бы оптимально, если б власти не оставляли без внимания и такие, казалось бы, локальные инициативы.

5. "И снится нам не рокот космодрома". Ученые БФУ имени Канта разрабатывают концепцию дистанционного зондирования Калининградской области из космоса.

В минувший вторник региональную общественность смогли удивить ученые ведущего университета области – БФУ им. И. Канта. Специалисты института прикладной математики и математической геофизики попросили из областной казны 20 миллионов рублей на создание некоего "Центра приема и обработки космической информации". Оказывается, часть оборудования закупит университет на средства Роскосмоса, но необходимо региональное софинансирование.

Эти самые ученые – отдельная история: 40 специалистов из Ханты-Мансийска переехали в наш регион по инициативе губернатора Николая Цуканова, им были предоставлены жилье и работа. Вот только недостаточно оказалось просто взять и перевезти специалистов, – теперь выяснилось, им нужна существенная помощь в запуске столь масштабного проекта.

На заседании правительства во вторник к предложению выделить денег на космос отнеслись весьма неоднозначно. Министры заверили губернатора, что смогут в своей деятельности справляться и без актуальных космических снимков территорий. Предложение о выделении средств было отправлено на доработку.

Вот только нет сомнений, что проект будет доработан и необходимые средства будут выделены. Ведь приглашение серьезных ученых под крупный проект – во многом вопрос позитивного имиджа калининградского региона с точки зрения развития российской науки. Да и губернатор на различных инвестиционных форумах постоянно называет переезд ученых из Сибири одним из своих самых значительных успехов для укрепления статуса Калининградской области как территории развития технологий.

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада

Опрос
  • Кто был лучшим мэром Калининграда?

    мэ.jpg

Проголосовало 631 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты