19 сентября исполняется 85 лет главному железнодорожному вокзалу самого Западного региона России. Некогда этот вокзал в Восточной Пруссии считался одним из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе.
Строительство главного вокзала Кенигсберга началось еще в 1913 году, однако вскоре грянула Первая мировая война, которая прервала возведение главных ворот города.
В 1920 году работы были возобновлены и продлились до 1929 года. Невысокие темпы строительства объяснялись общим экономическим спадом в Германии.
19 сентября 1929 состоялось торжественное открытие Главного вокзала Кенигсберга. Для того времени это был один из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе. Перронная зона состояла из трех металлических ажурных перекрытий с остекленным сводом шириной 120 метров, а длина перронов составляла 178 метров. Тринадцать путей, включая багажные, обеспечивали сквозной проход поездов.
Внутренние помещения вокзала включали несколько залов ожидания, кафетерий, ресторан, магазины, кинозал и предполагали максимум удобств для пассажиров.
Фасад здания украшала скульптура древнего бога времени Хроноса, сдерживающего рвущегося коня. Однако, в послевоенные года скульптура была утеряна и ее заменили Гербом РСФСР.
Главный вокзал в Кенигсберге функционировал до 21 января 1945 года. В апреле сорок пятого первыми в здание вокзала ворвались бойцы 169 стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза подполковника Александра Иванникова.
По свидетельству участников штурма Кенигсберга, в вестибюле вокзала были установлены пушки, из которых наши войска вели огонь по укрепленным районам в центре города.
Отметим, что сложившийся стереотип о сильных разрушениях здания вокзала в ходе его штурма не соответствуют действительности. Общий объем разрушений вокзального комплекса не превышал 10%, основную часть из которых составляли стеклянные перекрытия дебаркадера.
Восстановленный вокзал был введен в эксплуатацию в начале ноября 1949 года.
В современном Южном вокзале сохранены и внешняя, и внутренняя планировка комплекса зданий и помещений. В канун 60-летия Победы и 750-летия города был проведен капитальный ремонт всего вокзального комплекса.
Также стоит сказать, что впервые за послевоенные годы после капитального ремонта введен в эксплуатацию пригородный тоннель, который позволил разделить два пассажиропотока – на поезда дальнего и пригородного сообщения, и создал условия для дальнейшего совершенствования интерьера главного вестибюля вокзала, где в дополнение к уникальным люстрам появился небольшой фонтан, а старое, еще с немецких времен покрытие, заменено на долговечные гранитные плиты.
Южный вокзал сегодня оснащен современным оборудованием, электронным расписанием поездов, специальной подъемной платформой для инвалидов, а для улучшения освещения на платформе под дебаркадером установлены чугунные стилизованные под старину фонарные столбы.
Калининградский Южный вокзал по-прежнему остается одним из самых узнаваемых сооружений города и его своеобразной визитной карточкой.
© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад
© Фото: gorodkanta.ru