Калининградские ученые считают гидросамолеты не опасными для экологии моря и залива; гораздо сильнее грозят биоресурсам выбросы мазута из баз ВМФ
Возобновление боевой службы гидрогавани на Балтийской косе откладывается. Напомним, что о возвращении летающих амфибий на военный аэродром Нойтиф, в поселке Коса Балтийского муниципального района Калининградской области первым сообщил губернатор региона.
- Первый гидросамолет встенет на боевое дежурство уже в этом году, - сообщил в конце июля текущего года губернатор Калининградской области Николай Цуканов. – Второй появится уже в 2013-м (http://westruss.ru/news/politics/boevye_letayushchie_amfibii_vozvrashchayutsya_v_baltiysk/). Глава региона опередил события на год.
ЗА ВОЕННЫХ РЕШИЛ ГУБЕРНАТОР
Первая крылатая машина Бе-200, из восьми заказанных Военно-морским флотом России, выйдет из цехов Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева не в 2013-м, а только в 2014 году. Об этом, по информации агентства ИНТЕРФАКС, официально заявил генеральный директор завода Виктор Кобзев. Он же сообщил, что инициатором государственного оборонного заказа является военно-морской флот. В свою очередь, в цехах, где собирают Бе-200, побывал уже министр обороны России Анатолий Сердюков. По данным наших коллег из ИНТЕРФАКС, поставку восьми Бе-200 бериевский завод должен закончить в 2016-м.
- Это не тот источник информации, из уст которого данные о действиях военных могут быть точны, - так прокомментировали Русскому Западу высказывание Цуканова о летающих амфибиях 2013 года в пресс-службе Балтийского флота. – Губернатор даже не в курсе, какие земли отчуждаются от Министерства обороны в пользу властей Калининградской области (http://westruss.ru/~l5tjv).
ЯХТСМЕНАМ ПРИДЕТСЯ ПОТЕСНИТЬСЯ
Требующаяся Бе-200 для взлета и посадки акватория – в радиусе 1 км 300 метров вокруг уреза воды гидрогавани. Об этом говорят технические характеристики самолета. Напомним, что речь идет о судоходном районе Калининградского залива. На вопрос, не «перекроют» ли здесь воду яхтам, катерам и лодкам, в пресс-службе Балтийского флота затруднились ответить.
- Проектной документацией на реконструкцию гидрогавани мы не располагаем, так как она в ведении подрядчика, а заказчиком выступает само Министерство обороны, мы – всего лишь пользователь, еще не вступивший в свои права, - уточнил источник в штабе Балтфлота.
Бе-200 – это крылатая машина с длиной борта в 35 метров, и весом в 28 тонн. Причем, речь идет о массе пустого самолета, без топлива, груза и боезапаса. Общеизвестно, что эксплуатация любого авиационного транспорта предполагает использование вредных для окружающей среды горюче-смазочных материалов и собственно топлива. В ВВС РФ это чаще всего авиационный керосин. Его утечек, равно как и попадания в воду залива машинного масла, или солидола, исключать нельзя. Но, по мнению экологов, сами по себе гидросамолеты для биоресурсов Калининградского залива и сообщающегося с ним моря относительно неопасны. Милитаризация одного из популярных в янтарном крае курортных районов может иметь более широкий спектр негативных последствий.
ТУРИЗМ В ТЕНИ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ
- Нет ничего хорошего в том, что 30-метровые крылатые машины опять примутся «пахать» водную гладь залива, еще полного запасов планктона и рыбы, - прокомментировал руководитель рабочей группы Общественной палаты Калининградской области по охране окружающей среды, заслуженный эколог России Феликс Алексеев. – Как только на Балтийской косе возобновит свою деятельность гидрогавань, можно считать, что в довесок к уже имеющимся, там появится новая воинская часть. То есть, гражданам ограничат свободу передвижения. Это почувствует каждый гость косы, едва сойдя с парома на сушу (большинство туристов попадает на Балтийскую косу, перебравшись через пролив из Балтийска, на частных катерах, или на общественном пароме – прим. Русский Запад). Учитывая, что с дорогами там плохо, разветвленная инфраструктура военного аэродрома усугубит положение дел.
Напомним, что право на свободу перемещений на косе, фактически, уже нарушается. Причем, уже в течение 20 лет после того как большая часть этого отрезка суши получила статус земель общего пользования. Но проезд по единственной идущей там дороге заблокирован все теми же военными: магистраль проходит через территорию части. Ее можно обойти только пешком, по лесу, или по пляжу. За шлагбаумом – короткий проезд между казармами, а дальше 20 км хорошей дороги на все тех же землях общего пользования. На землях Калининградской области, доступных только самым выносливым ее жителям. Тем, кто пожелает идти 20 км пешком.
НЕ ТАК СТРАШЕН ФЛОТ, КАК ЕГО МАЗУТ
И все же, основной ущерб, по мнению эколога, водам Калининградского залива военные нанесли в предыдущие десятилетия. Негативное воздействие на окружающую среду воздействие продолжается: каждую весну и осень из ливневой системы Балтийска в залив и в море попадает… мазут. В городские водостоки он проникал в течение долгих лет: то давали сбои допотопные системы перекачки топлива, то мазут просто сливался, куда придется. Гражданские власти не имели права контролировать эти процессы, и в ливневках приморского города скопились тонны вредного вещества.
- То, что море у побережья Калининградской области загрязняется мазутом, выходящим из Балтийской военно-морской базы, ни для кого не секрет, - подтвердила старший научный сотрудник лаборатории прибрежных систем Атлантического отделения Института Океанологии РАН им. П.П.Ширшова Валентина Бобыкина. – Идет не только мазут, но другие вещества. Все специалисты об этом знают, но, насколько мне известно, ни одного официального акта о происходящем нет. Хочу заметить, что о загрязнениях в Балтийске мы знаем просто потому что там проживает гражданское население. Но у нас в регионе есть несколько закрытых военными участков побережья, о происходящем на которых мы не знаем почти ничего. Гражданского экологического надзора за этими отрезками пляжа нет.
ПО ЗАКОНАМ ВОЕННЫХ
- Не прибрало за собой Министерство обороны и на реликтовом болоте Целау, в заповеднике Правдинский, где с 1960-х до начала 1990-х проводились артиллерийские и ракетные стрельбы, - продолжил Феликс Алексеев. – Болото до сих пор полно взрывоопасных элементов боеприпасов, а стволы старинных прусских дубов набиты осколками снарядов, на высоту в несколько метров. Стрельбы велись с Правдинского артиллерийского полигона. Сейчас на Целау тихо. Зато регулярно звучат браконьерские выстрелы из нарезного оружия на территориях, куда штатским проезд и проход запрещен. Ни одного суда по таким случаям в регионе я не припомню. Неудивительно, ведь территории подконтрольные военным – это своего рода государства в государствах.
© Информационное агентство Русский Запад. Руководитель корпункта в Калининграде Петр Старцев