ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 20 по 26 мая: обзор Русского Запада

27.05.2013 08:48
   


Минувшая неделя оказалась богата на различного рода интересные события в Калининградской области.

Весьма примечательными оказались визиты вице-премьера правительства Российской Федерации Игоря Шувалова и министра обороны Сергея Шойгу, а также развитие истории со строительством школы в микрорайоне Сельма, дни Калининградской области в соседнем Ольштыне и многое другое, что могло бы претендовать на попадание в наш обзор.

О тех событиях, которые обошли остальные по значимости, читайте в новом выпуске традиционной рубрики.

1. Конфуз с эстакадой. Подрядчику строительства важнейшей транспортной истории должны сотни миллионов рублей, которые непонятно где взять
Громом среди ясного калининградского неба прозвучало заявление главы областного центра Александра Ярошука о намерениях подрядчика строительства мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя (в народе именуемого "второй эстакадой") закрыть через этот самый переход движение. Оказалось, муниципальный бюджет задолжал крупной российской строительной компании "СК Мост" 750 миллионов рублей, и где их взять - решительно непонятно. Определенные подробности этой истории появились на минувшей неделе.
Формально строительство эстакады, серьезно разгрузившей центр Калининграда, завершилось еще в конце 2011 года. Тогда строители должны были всеми правдами и неправдами успеть к выборам депутатов Государственной Думы РФ, но опоздали на 2 недели. Чиновники всех уровней не скрывали, что, несмотря на открытие движения, мостовой переход не введен в эксплуатацию: обещали обустроить прилегающие съезды, положить второй слой асфальтового покрытия, выполнить другие работы. На протяжении 2012 года подрядчик в вялотекущем режиме действительно что-то доделывал, подкрашивал и т.п., но о серьезных работах речь не шла.
Однако дело не ограничивается 750 миллионами за уже выполненные работы. Представитель подрядчика обнародовал информацию о том, что на завершение проекта необходимо еще 800 миллионов рублей, - только тогда мостовой переход можно будет официально сдать в эксплуатацию. Александр Ярошук назвал эти требования "хотелками", которые нуждаются в тщательной экспертизе. Опять же остается открытым вопрос, где искать средства на удовлетворение "хотелок", - городской бюджет дефицитен и в преддверии серьезных трат на проектирование объектов к Чемпионату мира по футболу явно не предполагает "выброса" сотен миллионов рублей на, казалось бы, уже завершенный проект. Губернатор Николай Цуканов, в свою очередь, дал понять, что городу придется самому справляться с финансированием завершения проекта и не рассчитывать на областную или федеральную помощь.

2. Глубокая вода. В очередной раз продекларированы намерения строительства в регионе портового комплекса
Среди прочих многочисленных визитов официальных лиц, посетивших Калининградскую область на минувшей неделе, особняком стоит визит заместителя министра транспорта правительства РФ Виктора Олерского. Данный государственный деятель курирует проект строительства глубоководного порта, идея реализации которого вынашивалась еще в правительстве Георгия Бооса. Вот только количество вопросов в отношении крупного инфраструктурного объекта значительно превышает количество ответов.
Каковы итоги визита Олерского? В очередной раз власти подтвердили намерения все-таки строить порт, и это, несомненно, положительный фактор. Увеличилась ясность и с его месторасположением, – окончательно отказались от варианта Бальги, который ранее рассматривался как приоритетный. Теперь называются 2 площадки – Приморская бухта в непосредственной близости от Балтийска и побережье в районе Янтарного. Хотя с учетом того, что строительство планируется уже в начале 2015 года и потребует масштабного и продолжительного проектирования, было бы неплохо определиться с местом размещения окончательно.
Определенная неясность существует и с финансированием строительства этого крупного инфраструктурного объекта. Губернатор Николай Цуканов заявил о 18 миллиардах рублей, предусмотренных Федеральной целевой программой развития региона. Другая федеральная программа – развития транспортной системы РФ – также содержит в себе проект строительства порта в Калининградской области и предусматривает на него 8,5 миллиарда рублей государственных средств. Также прописаны средства из внебюджетных источников в объеме 28 миллиардов рублей. Вот только кто этот таинственный инвестор, который сможет потратить на строительство сумму, сопоставимую с годовым бюджетом всей Калининградской области?!
Еще одна ложка дегтя: официальные лица не скрывают, что глубоководный порт в регионе нужен для защиты национальных интересов, и строится он будет во многом в пику аналогичному сооружению в Клайпеде, которое является монополистом на этом участке Балтийского моря. Вот только звучат экспертные мнения о том, что порт с заявленными мощностями будет просто не востребован зарубежными потребителями, проводятся аналогии с Балтийской АЭС. Как бы потом не пришлось вспоминать легендарное "хотели как лучше, а получилось как всегда".

3. Кто на новенького? Нового главного архитектора Калининграда "выписали" из Пионерского. 
Должность главного архитектора областного центра однозначно относится к категории "расстрельных". С одной стороны, претендент должен обладать соответствующим опытом административной работы, – разрабатывать градостроительную документацию, выдавать разрешения на строительство и др. С другой – архитектор без творческого начала таковым не является, вот только в данном случае видение конкретного человека коснется 500 тысяч жителей Калининграда и его многочисленных гостей.
Предыдущие главные архитекторы Олег Купердяев и Игорь Ли ушли с указанного поста именно из-за конфликта творческого и административного, – являясь успешными практикующими архитекторами, им было трудно справляться с потоком бумажной работы, а также многочисленными претензиями общественников. Новым главным архитектором стал Вячеслав Генне, который, на первый взгляд, также "творец", – возглавляет архитектурную студию своего имени. Но последние 12 лет Вячеслав Генне провел именно на позиции чиновника: был главным архитектором непростого Светлогорска и занимал пост заместителя главы администрации Пионерского.
В отличие от прошлых лет данный конкретный конкурс был очевидной формальностью, помимо Вячеслава Генне остальные претенденты просто не обладали соответствующей квалификацией. Немаловажным фактором в пользу нового главного архитектора является опыт работы с руководителем агентства по градостроению и также практикующим архитектором Александром Башиным (они вместе спроектировали одно из кафе в Светлогорске). Первоочередной задачей перед Вячеславом Генне станет новый генеральный план Калининграда, ведь действие нынешнего заканчивается уже в следующем году.

4. Антиреформы. Областная Дума вернула двум муниципалитетам статус городских округов
Изначально целесообразность проведения муниципальной реформы, когда уже существующие территориальные образования дробили на городские и сельские поселения, объединенные в муниципальный район, выглядела сомнительно. Критики с легкостью находили доводы не в пользу таких изменений: отсутствие достаточного количества профессиональных управленцев в малых городах и сельских населенных пунктах, слабость местных бюджетов, вынужденных содержать раздутый аппарат управления и т. д. Жизнь показала, что в реалиях Калининградской области двухуровневая система местного самоуправления не может полноценно функционировать: в настоящее время сплошь и рядом администрации городских и сельских поселений передают свои полномочия на районный уровень.
Георгий Боос, в годы правления которого реформа и проводилась, несомненно был "государственником", то есть, даже понимая всю нецелесообразность процесса в отдельно взятом регионе, он не предпринимал усилий для изменения ситуации. Николаю Цуканову в этом смысле действовать проще, – он сам является выходцем из муниципальной власти и все плюсы и минусы управления муниципалитетом при двухуровневой системе знает по себе. Фактически сразу после вступления в должность действующего губернатора начались попытки централизации власти в районах.
Однако осуществить задуманное на практике удается пока с большим трудом. Еще в 2011 году в поселениях Черняховского и Гусевского муниципальных районов были проведены референдумы об изменении статуса на городские округа, более 50% жителей поддержали изменения. Вот только соответствующий региональный законопроект "завернула" прокуратура, обнаружив в нем несоответствие федеральному законодательству. Новая попытка была предпринята на минувшей неделе, для этого понадобилось желание местных Гусевских и Гурьевских властей лишить себя полномочий в пользу районного уровня. Депутаты регионального парламента объединение поддержали.
Кроме того, нельзя забывать, что муниципальный уровень власти имеет особое значение в свете ожидаемых в 2015 году губернаторских выборов. Кандидатам предстоит проходить так называемый муниципальный фильтр, то есть заручиться поддержкой местных депутатов и глав поселений. Фактически у действующей власти есть шанс путем изменения конфигурации системы действующего самоуправления соптимизировать эту систему под себя.

5. Отдам в хорошие руки. Запущен процесс приватизации коммунальных монополистов Калининграда
О соответствующих планах властей по акционированию и привлечению частных инвесторов к муниципальным предприятиям "Водоканал" и "Теплосеть" было известно уже давно. Вот только на последнем заседании городского совета депутатов эта тема всплыла неожиданно, как это традиционно бывает с "неудобными вопросами". Большинством голосов депутатов от "правящей партии" решение об изменении статуса МУПов на открытые акционерные общества было принято.
На первый взгляд, стремление городских властей "оживить" дышащих на ладан монополистов можно только приветствовать. Но традиционные подводные камни также вполне имеют место. Чиновники утверждают, что контроль над предприятиями останется в городских руках. Но как тогда привлекать инвесторов, если не пониманием того, как они смогут отбить свои вложения, что возможно будет сделать, в первую очередь, при повышении тарифов на услуги?!
Ситуация обременяется тем, что и "Водоканал", и "Теплосеть" в настоящее время являются существенным бременем для городского бюджета, - инфраструктура обоих предприятий изношена более чем на 70%, а каких-либо существенных перспектив по преломлению действующего положения также не наблюдается. Что касается "Теплосети", то там потенциальным инвестором видится ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", которое сможет наконец-таки загрузить функционирующую не в полную мощность ТЭЦ-2. Перспективы "Водоканала" в этой связи не столь ясны, - потенциальный собственник данного МУПа пока никак себя не проявил.

Опрос
  • Заметили ли вы непорядок с уборкой снега?

    сн.jpg

Проголосовало 181 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты