Российские археологи и реставраторы из Калининграда приоткрыли женские тайны Средневековья. На выставке уникальных древностей "Путешествие за грань"
они представили оригинальные коллекции дамских украшений и аксессуаров XIII-начала XIV веков.
Красавица в посмертной "короне"На экспозиции "Путешествие за грань" в Калининградском историко-художественном музее действительно ведущую роль играют женщины. К примеру, там представлена реконструкция захоронения знатной прусской дамы XIII-начала XIV веков. Погребение обнаружено на могильнике Альт-Велау, под Знаменском. На "тот свет" богатая хозяйка своего последнего приюта собиралась как на бал. Чем она щеголяла в свете и чем хотела удивить своих богов?
В составе погребального инвентаря мы можем увидеть разнообразные украшения, среди которых особенно выделяется массивная шейная гривна типа «Тотенкроне» (в переводе с немецкого языка – посмертная корона)
, - пояснили корреспонденту
Русского Запада в
Калининградском Историко-художественном музее. - Древние жители янтарного края верили, что умершие «уходят» в другой мир, где будут «жить» в соответствии со своим социальным статусом. Поэтому считалось важным положить в могилу вещи, которыми покойный смог бы воспользоваться в загробной жизни. Так, женщин одевали в свадебные наряды с лучшими украшениями".
Дамская защита от вампиров весом до 2 кгКак сообщили калининградские археологи, в большинстве местных женских захоронений XIII-XIV веков присутствовали свитые из толстой проволоки ритуальные шейные гривны, вес которых достигал двух килограммов. Такие украшения встречаются в Европе только на территории Калининградской области и приграничных с ней регионов Польши и Литвы. До сих пор остается загадкой их появление на землях пруссов в позднем средневековье.
"Прусские гривны с коваными орнаментированными наконечниками по форме напоминают свернувшуюся кольцами змею – сакральный символ западных балтов, - продолжила пресс-секретарь музея. - В период позднего средневековья шейные гривны выполняли функцию оберега. Можно предположить, что их одевали дважды – на свадьбу и для погребения.
Умершую женщину наряжали в последний путь как невесту. Также считается, что эти украшения могли носить как защиту от вампиров.
Всего в экспозиции Калининградского историко-художественного музея представлено 6 шейных гривен «Тотенкроне».
Растворившиеся в стальных объятиях тевтоновЖенские аксессуары, о которых идет речь обнаружены Калининградским отрядом Балтийской археологической экспедиции ИА РАН. Им руководит Анатолий Валуев. Итогом его исследования могильника Альт-Велау (Знаменск, Гвардейский район) дополнили сведения о жизни, быте и культуре местных племен в период их христианизации и колонизации Пруссии Тевтонским Орденом.
"Результаты работ калининградских археологов заставили во многом пересмотреть ранее существовавшие научные концепции о процессе ассимиляции местного населения региона в XIII-XVI веках", - подытожили в Калининградском Историко-художественном музее.
Реконструкция наряда знатной жительницы средневековой Пруссии
© Информационное агентство Русский Запад
© Иллюстрация alkas.lt, Калининградский областной Историко-художественный музей