Накануне открытия 69-го сезона старейший театр Калининградской области пригласил гостей на генеральную репетицию премьерного спектакля «Вишневый сад» в постановке Михаила Салеса.
Лирическая пьеса Антона Чехова знакома, пожалуй, каждому еще со школьной скамьи. «Вишневый сад» написан за год до смерти великого писателя. Впервые спектакль по пьесе представили на сцене Московского художественного театра в далеком 1904 году, однако за прошедшие 110 лет пьеса ни на долю не потеряла своей актуальности, а спектакль ставился на самых известных театральных сценах России, Европы и США.
Многие актрисы называют роль Любови Андреевны Раневской ролью всей своей жизни и мечтают ее сыграть еще с театральных училищ.
В постановке Калининградского областного драматического театра роль Раневской блестяще исполнила Наталья Салес. Ее помещица и владелица вишневого сада открыта душой и сердцем, она из тех, кто бросается в омут с головой, готова отдать все, что у нее есть. Раневской не хватает дальновидности и даже расчетливости, она верит людям, верит в людей и многие этим пользуются. Она всем сердцем любит вишневый сад и дом своего детства, но не приложила и капельку усилий для того, чтобы решить вопрос с долгами. Она следует зову сердца, а не разума. Привыкшая жить на широкую ногу, Любовь Андреевна продолжает сорить деньгами даже тогда, когда узнает, что ее любимый сад и дом выставлены на торги за долги. Наталья Салес смогла донести до зрителей и передать всю многогранность характера своей героини.
В произведениях Антона Павловича Чехова присутствует особый символизм, и главным героем пьесы «Вишневый сад», по задумке писателя, должен был стать образ сада, а не конкретный человек. Однако в постановке Драмтеатра весь образ сада уходит несколько на второй план, хотя красивые декорации ярко его подчеркивают.
Если остановиться на декорациях и оформлении сцены, то спектакль воспринимается очень легким и даже воздушным - благодаря светлым тонам, теплому свету, практически невесомым конструкциям и креслам. Лишь в моменты сильнейших эмоциональных переживаний героев все вмиг становится ало-красным или черным.
На самих актерах костюмы также нежных, приглушенных оттенков – бледно-розовый, нежно-голубой, белый или бежевый, и лишь нелепость и наглость молодого лакея Яши подчеркивается щегольской рубашкой, яркими носками и бабочкой.
Нельзя не отметить заслуженного артиста Республики Марий Эл - Александра Егорова, который буквально вжился в образ купца Ермолая Лопахина. Нежный, даже чувственный - в первой части спектакля, настоящий купец, барин - во второй. Лопахин вышел из самых низов, он своим трудом заработал право на хорошую обеспеченную жизнь, но при всей его состоятельности и уме у него нет самого главного и дорого – личного счастья. Он искренне хочет помочь Раневской и ее брату Гаеву выбраться из долгов, но не находит отклика в этих людях. Он - человек больше разума, они – сердца. Лопахину никогда не понять сентиментальных речей Раневской о доме, где прошло ее детство, и о саде, который лучший в губернии и «даже занесен в энциклопедию». Он видит перспективу в вырубке сада, возможность заработать и погасить долг, она видит лишь сад и вишневые деревья, которые хранят воспоминания. Эмоциональный надрыв происходит в душе Лопахина, ведь ему не суждено быть с женщиной, которую он любит и которая отдала все свое сердце другому человеку – низкому, подлому и, по сути, ничтожному. Лопахин-Егоров вроде бы сожалеет о том, что купил вишневый сад, и говорит, что не хотел, чтобы все так получилось, однако в финале машет рукой и уверенным шагом удаляется со сцены, мол, «ничего теперь не поделаешь, надо жить дальше».
Эпизодическую, но весьма запоминающуюся роль – лакея Фирса – исполняет заслуженный артист России Альберт Арнтгольц. Из уст этого старика мы слышим то, что не решаются сказать друг другу все остальные герои. Не то чтобы сказать - признаться боятся. Фирс появляется на сцене не так уж и часто, но благодаря великолепной игре актера этот образ проходит красной нитью через весь спектакль, он оживляет его, делает глубоким и полным.
Старик Фирс – это то прошлое, без которого не было бы настоящего и будущего. Но будущее изменено навсегда – «и рецепты вишневого варенья забыты», и вырублен сад, и разъехались хозяева, и все то хорошее, родное, что было в прошлом, теперь забыто. Как и старому лакею Фирсу, прошлому остается лишь тихо мерзнуть и угасать на старой лавочке в саду под большой луной и под звук топора по стволам деревьев в вишневом саду.
Премьера спектакля пройдет в ближайшие выходные – 3 и 4 октября. В следующий раз спектакль будет показан 24 октября и ежемесячно - в течение всего сезона.
© Информационное агентство Русский Запад
© Фото: Анна Михайлова