«Анна Каренина»: безмолвная классика на сцене калининградского Драмтеатра

18.10.2015 18:09
   


Хореографический спектакль по мотивам романа Льва Толстого в исполнении труппы Вахтанговского театра стал заключительным в рамках Фестиваля искусств «Балтийские сезоны».

Простые декорации и костюмы, но сложные движения и эмоции артистов заставляют зрителей смотреть постановку на одном дыхании. Стоит сразу отметить, что это именно хореографическая постановка, а не балет – вы не увидите пышных пачек, мужчин в трико и артистов, крутящих фуэте. Вместо этого артисты с помощью виртуозного языка тела передают со сцены строки, страницы, главы знакомого со школьной скамьи романа Льва Николаевича Толстого.

Поскольку герои спектакля не говорят, лишь иногда дополняют свои движения негромкими возгласами или вскрикиваниями, стуком каблуков или стульев о сцену, зрителю вначале приходится догадываться, какой именно персонаж перед ним на сцене. Судя по обсуждениям в антракте и после спектакля, калининградская публика довольно хорошо знакома с произведением и без труда вычислила и Стиву, брата Анны, Кити и безнадежно влюбленного в нее Левина.

Несмотря на то, что Кити и Левин – второстепенные герои, они заполняют собой большую часть первого действия постановки, тогда как Каренин, Анна и Вронский появляются яркими, эмоциональными вспышками, как бы завлекая зрителей внутрь сюжета. Три главных героя, три образа, три действующих лица романа раскрываются в большей мере по ходу развития постановки, а вторая часть уже полностью отдана им.

9aa53c1ae0.jpg

Сцена из хореографической постановки "Анна Каренина": Кити и Левин

Не зря говорят, что каждое наше движение таит в себе смысл, а наши жесты порой говорят красноречивее слов. Надменно-гордый Алексей Каренин в исполнении народного артиста России Евгения Князева кажется сдержанным и холодным, однако «диалоги» с Анной раскрывают его: недоумение, злоба, отчаяние, порыв мольбы, отстраненность, важность, превосходство - все эти эмоции выражаются лишь при помощи немногочисленных движений и ни единого слова…

Сама же Анна в исполнении Ольги Лерман предстает перед нами настоящей мученицей: сначала она мучается в семье с нелюбимым мужем, затем она сомневается – быть ей с Вронским или нет. Недолгие мгновения радости, выраженные чувственными и нежными па в паре с Вронским и светлыми одеждами артистов, вновь сменяются серыми тонами костюмов и полными боли движениями Анны – на этот раз героиня толстовского романа мучается от тоски по сыну. К этой тоске прибавляется равнодушие Вронского, а затем и весь высший свет, взяв под локти Вронского, поворачивается к Анне своей черной спиной.

26d0868291.jpg

"Разговор" Анны и Алексея Карениных

Режиссер-постановщик Анжелика Холина делает яркие хореографические акценты именно на важных событиях в жизни Карениной: бал и первая встреча с Алексеем Вронским, «разговоры» с Карениным, встреча с сыном, скачки, посещение оперы. Все это подчеркивается светом, цветом костюмов и музыкой Альфреда Шнитке.

Такая невербальная интерпретация романа позволяет глубже его прочувствовать, дает зрителю возможность самим достроить диалоги, может быть, даже придумать героям новые имена. Роман дает нам возможность понять главную вещь – как бы ни были мы эгоистичны в своих проявлениях любви, сколько бы мы ни утверждали, что знаем все об этом чувстве – всегда нужно помнить, что любовь должна создавать и возрождать, а не разрушать и убивать, иначе это уже совсем другое чувство.

© Информационное агентство Русский Запад

© Фото: официальный сайт Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова

Опрос
  • Как изменится ваша жизнь в 2026 году?

    ёл.jpg

Проголосовало 142 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты