Роскосмос заявил, что на 17-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателя.
Эксперты комиссии также рассматривают и другие возможные версии произошедшего: взрыв в разгонном блоке и неисправность в системе управления. Старт "Протона-М" обошелся отрасли почти в 4,5 миллиарда рублей. Ущерб от падения уже оценили в $200 млн.
ЧП случилось на космодроме Байконур практически через полминуты после старта ракеты "Протон-М". Ракета успела только оторваться от стартового стола, затем отклонилась от своей территории, распалась на части и загорелась.
На месте падения образовалась гигантская воронка - 15 на 200 метров, но, несмотря на это, обошлось без разрушений стартового комплекса и расчета запуска. Также не создалось угрозы близлежащим населенным пунктам в Казахстане несмотря на то, что обломки ракеты находили в радиусе трех километров от места запуска.
В декабре 2010 года три спутника "Глонасс-М" также не смогли выйти на орбиту и упали в Тихий океан. В этом году это уже третья авария.
Лишь чудом происшествие обошлось без человеческих жертв, однако в почву и воздух попали ядовитые вещества от ракетного топлива. Специалисты говорят, что большая часть топлива сгорела во время взрыва - еще до того, как обломки ракеты упали, и оценивают экологический ущерб как незначительный.
Юрий Караш, член-корреспондент, аналитик Российской академии космонавтики им. Циолковского, заявил в интервью "Коммерсанту", что раз "Протон-М" развалился сразу после старта, то "речь идет об отказе системы управления или об отказе одного из двигателей, из-за которого возникла несимметричная тяга, и ракета просто не смогла выдержать вертикальную траекторию подъема". Также Юрий Караш называет попадание 600 тонн гептила в атмосферу и почву настоящей химической атакой.
Безусловно, в области ракетостроения назрел серьезный кризис. Налицо и пресловутый человеческий фактор, в отрасли отсутствуют специализированные учебные учреждения. Инженеры и технический персонал старой закалки уходят на заслуженный отдых, на смену приходит другое поколение, увы, уступающее своим предшественникам по многим пунктам.
В советские времена на оборону работали радиопромышленность, множество секретных лабораторий и проектных институтов. Регулярно поступали в разработку свежие проекты, разрабатывались новые технологии.
Сейчас этого нет, и, скорее всего, в ближайшее время не будет. На радиозаводах площади либо сдаются в аренду, либо в цехах производят продукцию для автомобилестроения. На оборону работает лишь малая часть специалистов.
Это значит, что неизбежно какие-то детали и технологии для ракет мы будем покупать за рубежом, но захотят ли продать зарубежные производители своим бывшим конкурентам лучшие наработки? Вряд ли. Еще одна проблема – утечка мозгов. Около 200 тысяч молодых специалистов уезжают за рубеж, они уже никогда не помогут отечественному ракетостроению снова встать на ноги.
Роскосмос сейчас страхует только уникальные разработки и научные спутники, причина банальна – экономия. Взорвавшаяся ракета должна была вывести на орбиту три спутника "Глонасс-М", прямого конкурента GPS. Страхование "Протона-М" обошлось бы в 480 млн. рублей. По некоторым данным, это треть бюджета на страхование в Роскосмосе.
Эксперты считают, что не за горами глобальное реформирование космической отрасли, ее ожидает объединение в соответствующую интегрированную структуру. Т. е. появится наряду с Роскосмосом еще одна объединенная ракетно-космическая корпорация.
Нет сомнений, что за очередным неудачным запуском "Протона-М", после завершения комиссией работы по ЧП на полигоне Байконур, последуют громкие отставки и серьезный разбор полетов.
© Информационное агентство Русский Запад. Обозреватель Анна Николаева