Эксперты назвали возможные причины взрыва ракеты "Протон-М"

04.07.2013 03:49
   


Среди вероятных причин взрыва ракеты "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" на борту 2 июля эксперты комиссии называют отказ двигателя первой ступени и проблемы в топливной магистрали двигательной установки.

Роскосмос заявил, что на 17-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателя.

Эксперты комиссии также рассматривают и другие возможные версии произошедшего: взрыв в разгонном блоке и неисправность в системе управления. Старт "Протона-М" обошелся отрасли почти в 4,5 миллиарда рублей. Ущерб от падения уже оценили в $200 млн.

ЧП случилось на космодроме Байконур практически через полминуты после старта ракеты "Протон-М". Ракета успела только оторваться от стартового стола, затем отклонилась от своей территории, распалась на части и загорелась.

На месте падения образовалась гигантская воронка - 15 на 200 метров, но, несмотря на это, обошлось без разрушений стартового комплекса и расчета запуска. Также не создалось угрозы близлежащим населенным пунктам в Казахстане несмотря на то, что обломки ракеты находили в радиусе трех километров от места запуска.  

На месте взрыва образовалось ядовитое гептиловое облако. "Был ли это засор, прогар или что-то иное, можно будет точно сказать только после того, как мы получим расшифровку телеметрических данных", - прокомментировал "Коммерсанту" источник в аварийной комиссии.

В декабре 2010 года три спутника "Глонасс-М" также не смогли выйти на орбиту и упали в Тихий океан. В этом году это уже третья авария. 

ЖЕРТВ И РАЗРУШЕНИЙ НЕТ, НО ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА ПОПАЛИ В АТМОСФЕРУ И ПОЧВУ

Лишь чудом происшествие обошлось без человеческих жертв, однако в почву и воздух попали ядовитые вещества от ракетного топлива. Специалисты говорят, что большая часть топлива сгорела во время взрыва - еще до того, как обломки ракеты упали, и оценивают экологический ущерб как незначительный.

Но жителям близлежащих районов спасатели рекомендовали не открывать окна и двери и не выходить из своих домов. Персонал космодрома был полностью эвакуирован. Весь район падения "Протона-М" оцеплен пожарными и спасателями.

Юрий Караш, член-корреспондент, аналитик Российской академии космонавтики им. Циолковского, заявил в интервью "Коммерсанту", что раз "Протон-М" развалился сразу после старта, то "речь идет об отказе системы управления или об отказе одного из двигателей, из-за которого возникла несимметричная тяга, и ракета просто не смогла выдержать вертикальную траекторию подъема". Также Юрий Караш называет попадание 600 тонн гептила в атмосферу и почву настоящей химической атакой.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Безусловно, в области ракетостроения назрел серьезный кризис. Налицо и пресловутый человеческий фактор, в отрасли отсутствуют специализированные учебные учреждения. Инженеры и технический персонал старой закалки уходят на заслуженный отдых, на смену приходит другое поколение, увы, уступающее своим предшественникам по многим пунктам.

В советские времена на оборону работали радиопромышленность, множество секретных лабораторий и проектных институтов. Регулярно поступали в разработку свежие проекты, разрабатывались новые технологии.

Сейчас этого нет, и, скорее всего, в ближайшее время не будет. На радиозаводах площади либо сдаются в аренду, либо в цехах производят продукцию для автомобилестроения. На оборону работает лишь малая часть специалистов.

Это значит, что неизбежно какие-то детали и технологии для ракет мы будем покупать за рубежом, но захотят ли продать зарубежные производители своим бывшим конкурентам лучшие наработки? Вряд ли. Еще одна проблема – утечка мозгов. Около 200 тысяч молодых специалистов уезжают за рубеж, они уже никогда не помогут отечественному ракетостроению снова встать на ноги.

СПУТНИКИ НЕ БЫЛИ ЗАСТРАХОВАНЫ

Роскосмос сейчас страхует только уникальные разработки и научные спутники, причина банальна – экономия. Взорвавшаяся ракета должна была вывести на орбиту три спутника "Глонасс-М", прямого конкурента GPS. Страхование "Протона-М" обошлось бы в 480 млн. рублей. По некоторым данным, это треть бюджета на страхование в Роскосмосе.  

В течение двух-трех месяцев на Байконуре не будет проводиться никаких запусков, пока территорию не очистят от остатков топлива.

Эксперты считают, что не за горами глобальное реформирование космической отрасли, ее ожидает объединение в соответствующую интегрированную структуру. Т. е. появится наряду с Роскосмосом еще одна объединенная ракетно-космическая корпорация.

Нет сомнений, что за очередным неудачным запуском "Протона-М", после завершения комиссией работы по ЧП на полигоне Байконур, последуют громкие отставки и серьезный разбор полетов.  

© Информационное агентство Русский Запад. Обозреватель Анна Николаева
Опрос
  • Кто был лучшим мэром Калининграда?

    мэ.jpg

Проголосовало 595 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты