В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома Ипатьева, императору Николаю Второму, его супруге Александре Федоровне, дочерям Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии и сыну Алексею зачитали смертный приговор. Расстрел царской семьи в советское время был темой запретной. Уже почти век убийство императорской семьи обрастает легендами и историями о "чудесном спасении" младших детей.
В начале 1918 года большевистское правительство еще обсуждало предложение открыто судить Николая II. Идею вроде бы поддержал Лев Троцкий, но Ленин не счел своевременным проведение судебного процесса, и таким образом была положена предпосылка к внесудебной расправе над царской семьей.
Безусловно, расстрел был санкционирован высшим руководством РСФСР — Владимиром Лениным и Яковом Свердловым. Постановление исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов приговаривало Николая II к расстрелу, и 17 июля можно считать кровавой точкой отсчета будущих массовых репрессий без суда и следствия. Весной 1918 года семья Николая II вместе с несколькими верными людьми была доставлена под конвоем из Тобольска в Екатеринбург.
Как рассказывает один из немногих свидетелей, оставшийся в живых, камердинер Т. И. Чемодуров, у княжон не было кроватей, и они спали на полу. Не хватало столовых приборов, ели из мисок, причем обычным делом стало то, что красноармейцы, обедавшие вместе с членами царской семьи, лезли в их миски руками со словами: "Ну, с вас довольно!"
Под "конвоем" солдаты водили великих княжон в туалет. Отнять вещи у пленников, отобрать еду - было обычным делом. Воровали все, на что глаз ложился, от личных вещей до продуктов, которые передавали для пленников монахини.
В эти страшные дни княжна Ольга, самая старшая из сестер, вела дневник. Она единственная не сомневалась в том, что участь ее и семьи уже решена. Сохранилось и сочиненное ею стихотворение, отражающее всю боль души царственной узницы:
"Пошли нам, Господи, терпенье в годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье и пытки наших палачей.
И крест тяжелый и кровавый с Твоею кротостью встречать.
Терпеть позор и оскорбленья, Христос Спаситель, помоги!
И дай покой душе смиренной в невыносимый, страшный час.
Нечеловеческие силы — молиться кротко за врагов".
Войска Колчака и белочехов стремительно наступали и продвигались к Екатеринбургу. Они заняли город спустя всего восемь дней после расстрела царской семьи. Возможно, быстрое наступление белогвардейцев ускорило трагическую развязку, но, скорее всего, подложные документы о подготовке к возможному побегу Николая II были лишь предлогом к уничтожению царской семьи.
Имеются сведения, что Николая II большевики хотели расстрелять еще по пути в Екатеринбург, но что-то помешало их планам. На собравшейся в Екатеринбурге 4-й Уральской областной конференции РКП(б) обсуждали необходимость как можно быстрее расстрелять царскую семью, чтобы пресечь возможные попытки восстановить монархию.
Цесаревич Алексей был болен и не мог идти сам. Когда к арестантам пришли охранники и приказали всем спуститься в полуподвальное помещение, Николай Александрович нес сына на руках. Вместе с царской семьей в подвал спустились лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.
РАНЕНЫХ ЖЕНЩИН ДОБИВАЛИ ШТЫКОМ
Удивительная судьба была у выжившего спаниеля Джоя, хозяином которого считался цесаревич Алексей. Собаку пожалел охранник Летемин. Когда войска Колчака взяли Екатеринбург, Джоя узнал кто-то из приближенных к царскому двору, Летемина опознали и взяли под стражу. Потом собаку вывез в Европу белый офицер, он передал его британской королевской семье. Об этой истории рассказал епископ Василий Родзянко.
ПРАХ УБИЙЦЫ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ ПОКОИТСЯ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ
Несмотря на то, что расстрел пытались держать в тайне, выстрелы были слышны в городе, и о расстреле сразу поползли слухи. Многочисленная дезинформация, ложь и впоследствии гриф "совершенно секретно" породили фальшивых царских детей, объявлявших себя членами семьи императора. "Потомки" последнего царя объявляются до сего дня. Снос дома Ипатьева по приказу Бориса Ельцина похоронил надежду выяснить что-то еще о трагической судьбе узников в наши дни.
Генеральная прокуратура России с запозданием на несколько десятков лет возбудила уголовное дело, останки царской семьи были идентифицированы и 17 июля 1998 года захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. В июле 2007 года нашли также останки царевича Алексея и великой княжны Марии. Русская Православная Церковь канонизировала царственных страстотерпцев в лике святых.
© Информационное агентство Русский Запад. Обозреватель Анна Николаева