Музей Мирового океана приглашает на выставку Владимира Бойко. 6 июля, 17.30 в зале «Мансарда» выставочного корпуса «Пакгауз» откроется авторская выставка декоративно-прикладного искусства «Река Времени»
Жителей Приамурья: охотников и рыбаков, детей и стариков, шаманов и сказителей; их быт и традиции, ритуалы и обереги, - можно увидеть на авторской выставке Владимира Бойко, резчика по дереву из Уссурийского края.
Главная тема в творчестве мастера – образы коренных народностей Приамурья, живущих в гармонии с природой. «Дети природы» - так называл их В.К. Арсеньев, - выполненные из дерева резцом мастера, словно раскрывают перед зрителем свои тайны, уникальные особенности, создавая особенную волшебную атмосферу.
Владимир Бойко – человек уникальный. Не получив профессионального образования, самостоятельно изучив мастерство резьбы по дереву, является признанным мастером, чье имя известно в России и за рубежом. Его персональные выставки проходили в Москве, Владивостоке, Уссурийске, Японии, Китае, Корее.
Свою деревянную коллекцию мастер из Приморья создает уже больше 20 лет. Без набросков и эскизов – он просто чувствует дерево и уже в заготовке видит нового героя. С ювелирной точностью прорабатывает детали, создавая индивидуальные образы, дополненные элементами народной символики. Любимый материал - липа. Податливая и мягкая, она помогает мастеру в создании его своеобразных персонажей.
Работы Владимира Бойко отличает высокий профессиональный уровень исполнения, детализация, сочетание различных видов материалов, качественная отделка. Особой оценки заслуживают эмоциональность и выразительность скульптуры. В своих произведениях автор раскрывает перед зрителем красоту и духовность коренных малочисленных народов Приамурья.
Эти народы - нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живущие преимущественно в Амурской области, Хабаровском крае, в Приморье и на побережье Татарского пролива.
Природа неотделима от жизни этих народов. Река и тайга с давних времён не только давали им пищу, но и одежду, и предметы быта. Взаимосвязь и влияние народов друг на друга способствовали некоторой унификации элементов их культуры. Например, техники изготовления предметов быта, её орнаментации. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению самого Амура: нанайцами, ульчами, нивхами, эвенками.
В культуре народностей, проживающих в районе бассейна Нижнего Амура, отношение к воде особое, исключительно уважительное, обряды «умилостивления» воды детально проработаны. Существует и разграничение понятий: «вода как вещество», которую пьют, которой стирают, моют; и «вода как стихия» - водное пространство. Один из трех важнейших культов, наряду с духами-хозяевами тайги и огня, является культ духа хозяина воды. Хотя имя духа хозяина воды у разных народов разное.
Существовали в прошлом и прослеживаются до сих пор два ритуала задабривания духа хозяина воды: сезонный и, так сказать, экстренный. Сезонный проводился два раза в год — весной, перед началом рыбного промысла (умилостивления) и осенью, после его окончания (благодарения). Ритуал мог быть коллективным или индивидуальным, хотя очевидно, что изначально носил коллективный родовой характер. Значительно сложнее обстоит дело с «экстренными» обращениями к духу хозяину воды. Они проводились, прежде всего, при несчастных случаях, стойкой неудаче в рыбном промысле, перед долгим и опасным путешествием по реке, при прибытии в неизвестный и чужой район и т.п.
В современном искусстве народов Приамурья удивительно органично соединяются традиции и новации, мифические образы далекого прошлого и наша современность.
© ИА Русский Запад/сс