С приходом августа в Калининградскую область вернулась большая политика. Сообщения с пометкой "срочно" в региональной повестке дня на минувшей неделе сыпались словно из рога изобилия. При этом очередной политический сезон только берет старт, и каким он станет, на сегодняшний день предсказать очень трудно. Пока же представляем вашему вниманию очередной выпуск рубрики о самых главных событиях прошедших семи дней.
1. Ветер перемен. На "Калининградском янтарном комбинате"
сменились руководство и собственник.
Рано или поздно это должно было случиться. Последний день июля стал судьбоносным для настоящего и будущего государственного унитарного предприятия “Калининградский янтарный комбинат“, а также не исключено, что и для всей янтарной отрасли в целом. На предприятии сменились как руководство, так и конечный собственник.
О том, что Министерство финансов Правительства РФ в качестве собственника и контролирующего органа комбината выступает неэффективно, говорилось много и долго. На этой волне со стороны региональных властей даже звучали призывы передать предприятие в региональную собственность и даже приватизировать его, впрочем, подобные инициативы быстро пресекались в федеральном центре. В итоге был найден следующий вариант – комбинат из ведения Министерства финансов переходит под контроль государственной корпорации “Ростехнологии“.
“Ростех“ - это промышленная корпорация, включающая 663 организации – 22 компании прямого управления и 13 холдингов, 5 из которых специализируются на производстве гражданской продукции, 8 – в оборонно-промышленном комплексе. Организации государственной корпорации расположены на территории 60 субъектов РФ; продукция поставляется на рынки более 70 стран мира. Таким образом, “Ростех“ можно рассматривать в качестве стратегического инвестора, привлеченного государством к процессу добычи янтаря, что, безусловно, заслуживает самых положительных оценок.
Не обошлось и без кадровых изменений. Генеральный директор “Калининградского янтарного комбината“ Юрий Мухин написал заявление об увольнении. Претензии к управленцу высказывали многие, в том числе губернатор Николай Цуканов. Юрию Мухину ставилось в вину поддержание непрозрачной системы по продаже сырья предприятием. Фактически единственным официальным дилером государственного комбината стала частная компания “Амбер плюс“ бизнесмена Виктора Богдана, в то время как частники в дальнейшем реализовывали сырье на свое усмотрение, получая баснословную прибыль на возврате налога на добавленную стоимость (в настоящее время Виктор Богдан находится за границей – он объявлен в розыск по ряду уголовных дел). Руководство “Калининградского янтарного комбината“ и лично Юрий Мухин делали вид, что все идет “надлежащим образом“ и никаких нарушений нет.
На смену Юрию Мухину был назначен Михаил Зацепин. Его предыдущая должность – заместитель генерального директора по связям с органами законодательной и исполнительной власти Федерального государственного унитарного предприятия “Космическая связь“. А самым примечательным фактом биографии является, пожалуй, то, что в период с 1981 по 1997 годы Михаил Зацепин проходил службу в структурах органов государственной безопасности.
Было бы ошибочно утверждать, что деятельность предшественников Николая Цуканова на посту губернатора Калининградской области была “безоблачной“. Пожалуй, лишь период под руководством Юрия Маточкина в начале девяностых прошел без крупных скандалов в отношении тогдашнего первого лица. Во времена Леонида Горбенко, Владимира Егорова и Георгия Бооса различных поводов для пересудов более чем хватало. Пока сложно утверждать, как будут вспоминать о периоде “правления“ Николая Цуканова через 10-15 лет.
Пока же наблюдатели отмечают чрезвычайное количество скандалов в отношении самого главы региона, его управленческой команды, собственности и семьи. Трудоустройство собственного сына своим помощником, усадьба в Ивашкино, к которой за бюджетный счет спроектировали и уже хотели строить новую дорогу, текучесть кадров в правительстве, когда многие чиновники уходят с высокопоставленных постов спустя несколько месяцев после назначения, и многое другое. Очередной такой скандал случился на минувшей неделе.
Организация “Трансперенси интернешнл — Россия“ обратилась в региональную прокуратуру с просьбой провести проверку соблюдения губернатором Калининградской области запретов и ограничений, установленных для лиц, замещающих государственные должности. Поводом стала информация о том, что компания “Научно-производственный центр "Аматэл“ выиграла тендер на поставку и монтаж шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов для трех районных больниц общей стоимостью 13 миллионов рублей. Совладельцами предприятия являются мать губернатора Надежда Матвеевна Цуканова и его брат Андрей Николаевич Цуканов. Соответствующую информацию опубликовали не только калининградские средства массовой информации, но и федеральная газета “Ведомости“.
После обнародования информации губернатор несколько дней медлил с ответом, в прямом смысле избегая журналистов. Затем по отдельным редакциям стал рассылаться “оправдательный“ комментарий, в котором Николай Цуканов обращал внимание на то, что прямого нарушения закона тут нет, но он приложит все усилия, чтобы ситуация больше не повторялась. В довершение пресс-служба областного правительства включила пропагандистскую машину о важности фельдшерско-акушерских пунктов и о нежелании представителей бизнеса участвовать в соответствующих аукционах.
Похоже, и в этот раз Николаю Цуканову удастся выйти сухим из воды, хотя этот коррупционный скандал и может повлиять на принятие решения о его переназначении в 2015 году. Сращивание власти и бизнеса – обычное дело для многих регионов РФ, Калининградская область здесь отличается тем, что местные журналисты не боятся публиковать материалы по столь “опасным“ темам. При этом общественный резонанс этих историй совсем незначительный, основные баталии разворачиваются в интернете, а его как полноценный источник информации воспринимает от силы одна пятая часть жителей самого западного региона РФ.
8 сентября этого года в Калининградской области состоятся многочисленные выборы. В подавляющем большинстве случаев будут избирать депутатов местных советов, которых благодаря последнему закону о местном самоуправлении накопилось, что называется, с лихвой. И лишь избирателям Черняховского района предстоит голосование более высокого уровня – довыборы по одномандатному округу в Калининградскую областную Думу.
Мандат представителя района в региональном парламенте стал свободен в феврале этого года, когда коридоры областной Думы покинул Сергей Щепетильников. Последний был призван губернатором Николаем Цукановым в районную исполнительную власть и стал главой администрации. На замену Щепетильникову “Единая Россия“ почему-то выдвинула московского фармацевта Андрея Горохова – инвестора строительства завода по производству лекарств в Багратионовском районе и личного друга губернатора. Горохов спокойно, почти на безальтернативной основе преодолел барьер внутрипартийных праймериз и на сегодняшний день является единственным официально зарегистрированным на этих выборах кандидатом.
Конкуренцию ему попытался составить в некоторой степени одиозный калининградский бизнесмен Игорь Плешков – владелец группы компаний “Томас-Бетон“. Плешков известен как активный участник протестного движения, – в прошлом году его грузовые автомобили, на которых были повязаны белые ленточки, активно тормозились сотрудниками ГИБДД. При этом бизнесмен является весьма неудачным политиком, – несколько раз им предпринимались попытки избраться куда-либо, всякий раз - безуспешно, причем к прошлогодней кампании по выборам главы города Игоря Плешкова просто не допустили по причине нарушений в подписных листах.
В этот раз владельцу “Томас-Бетона“ удалось заручиться поддержкой почти всех оппозиционных партий, за исключением ЛДПР. В случае его регистрации в качестве кандидата избирательная кампания могла получиться острой и конкурентной. Но территориальная избирательная комиссия Черняховского района просто отказала Плешкову в регистрации, сославшись на нарушения в поданных документах. Комизм ситуации состоит в том, что неправильные образцы документов были выданы кандидату от оппозиции в самой избирательной комиссии. Игорь Плешков оставляет за собой право на судебное разбирательство, но шансов на принятие решения в его пользу, откровенно говоря, совсем немного.
История кандидата-оппозиционера получила дополнительный резонанс на этой неделе, когда политический конфликт сменился конфликтом бизнес-интересов. Частное охранное предприятие попыталось проникнуть в офис “Томас-Бетона“ (Плешков давно конфликтует с управляющей компанией “Балтийского бизнес-центра“ на Московском проспекте). В течение нескольких дней в офисе компании Игоря Плешкова было отключено электричество, бизнесмен тут же связал это со своей политической деятельностью. Свет в результате был включен, что примечательно – при содействии главного областного единоросса Андрея Колесника. А Игорю Плешкову предстоит дожидаться следующей крупной избирательной кампании или окончательно уйти в политическое небытие.
На минувшей неделе Гурьевский районный суд завершил рассмотрение резонансного уголовного дела в отношении бывшего сотрудника администрации Гурьевского района Ахмеда Чанкурова. Начальник отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в котором погибла семейная пара. В результате суд приговорил Чанкурова к 4 годам и 8 месяцам колонии-поселения.
Напомним, обстоятельства этой истории: принадлежавший Ахмеду Чанкурову автомобиль "BMW X5", выехав на встречную полосу, врезался в "Мицубиси-Галант". Чиновник с места происшествия скрылся, его уволили "задним числом". Через несколько дней виновник ДТП был задержан, в отношении него было возбуждено уголовное дело по суровой статье с максимальным приговором - до 9 лет лишения свободы. Но по истечении предельного срока нахождения под стражей Чанкуров выходит на свободу, а через некоторое время виновника ДТП объявляют в розыск, так как тот перестает являться к следователю. Через некоторое время розыск становится федеральным.
Катавасия с задержанием подозреваемого продолжилась и в этом году. В апреле он сдался полиции, после чего тут же был отпущен на свободу под подписку о невыезде. В мае уголовное дело, наконец, поступило в районный суд, но к тому моменту из материалов расследования исчезли данные, что на момент ДТП Ахмед Чанкуров находился в состоянии алкогольного опьянения. Именно это послужило основанием для относительно мягкого обвинительного приговора с учетом общественной значимости ситуации.
Любопытно, что параллельно идет судебный процесс в отношении депутата Полесского района Александра Васильева. Тот, по данным правоохранительных органов, находясь в состоянии наркотического опьянения, сбил насмерть 17-летнего парня. Как это ни удивительно, но уже на суде представители медицинского учреждения всячески опровергают факт наличия запрещенных веществ в крови подозреваемого. По ходу вырисовывается крайне опасная тенденция, причем речь идет о случаях, получивших общественный резонанс.
Минувшая неделя принесла ряд положительных известий для апологетов проведения в Калининграде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. Так, премьер-министр Правительства РФ подписал постановление о выделении бюджетного трансфера в 560 миллионов рублей на проектирование стадиона на острове Октябрьский в областном центре. Остальные средства – порядка 300 миллионов рублей – областным властям предстоит изыскать из скудного регионального бюджета.
Кроме того, состоялась официальная презентация макета самого футбольного стадиона. Проектировщики из омского "Мостовика" отчитались, что геолого-инженерные исследования площадки строительства будущего стадиона "Арена Балтика" полностью закончены. Теперь предстоит непосредственно проектирование арены со всеми сопутствующими архитектурными решениями, а также элементов инженерной инфраструктуры территории острова, где на сегодняшний день как таковая присутствует только советская многоэтажная жилая застройка.
О Чемпионате мира по футболу 2018 года постоянно говорят как о шансе для принимающих городов получить значительные федеральные средства для развития собственной инфраструктуры. Уже сегодня нужно думать, как модернизировать транспортные потоки, реконструировать фасады, обеспечить достаточное количество номеров в гостиницах. Политика федерального центра состоит в том, чтобы после значительно возросших трат на Олимпийские игры в Сочи максимально урезать субвенции на футбольный чемпионат и непосредственно профинансировать только строительство арен. Здесь за Калининград играют его географическое положение и статус "российской витрины" на европейских границах.
© Кирилл Качанов, специально для информационного агентства Русский Запад