Кадровые отставки и назначения, экологическая катастрофа и борьба за приморские территории – эту августовскую неделю ни в коем случае нельзя назвать скучной и обыденной. Все эти события проходят на фоне острейших конфликтных избирательных кампаний в ряде муниципальных образований региона. Но до дня выборов пока еще остается три недели, а пока вниманию читателей - свежий выпуск рубрики о самом главном за прошедшие 7 дней.
1. По проторенной дорожке. Очередной высокопоставленный чиновник областного правительства перешел на работу в группу компаний “Автотор”. Областные власти в целом и Министерство экономики регионального правительства в частности давно стали “кузницей кадров” для автомобильного холдинга “Автотор“. Министр экономики в правительстве Георгия Бооса Александра Смирнова после нескольких месяцев в команде Николая Цуканова перешла в холдинг на пост председателя совета директоров, впоследствии став вице-президентом “Автотора“ (сейчас Смирнова покинула Калининградскую область в связи с переходом в Гарвардскую школу бизнеса).
В прошлом заместитель главы администрации Калининграда Вячеслав Петроченко долгое время работал советником председателя совета директоров по социальным вопросам, но покинул этот пост после проигрыша довыборов в городской совет депутатов Калининграда в октябре прошлого года. Бывший заместитель министра экономики областного правительства Андрей Гудзарик стал заместителем генерального директора одной из компаний холдинга. В прошлом как главный архитектор областного центра, так и руководитель агентства по градостроению областного правительства - Татьяна Кондакова, сейчас руководит в “Автоторе” управлением архитектурно-строительного проектирования и земельных отношений. Наконец, мэр Калининграда еще в начале девяностых и вице-премьер областного правительства в последний год правления Георгия Бооса - Виталий Шипов, ныне - старший вице-президент “Автотор-Холдинга”.
И вот очередной высокопоставленный сотрудник команды губернатора Николая Цуканова покидает свой пост. Уже никто и не удивляется, что заместитель министра экономики Михаил Городков уходит в “Автотор“. Городков в правительстве отвечал за крайне важное направление – разработку государственной программы развития Калининградской области, фактически курировал этот вопрос. В настоящее время вызывает справедливые опасения вопрос, кем будет продолжена эта работа. Впрочем, правительственная пресс-служба сообщила, что Городков займется в “Автоторе“ именно практической реализацией государственной программы, так как чуть ли не основной ее составляющей является автомобильный кластер холдинга.
Помимо этого, “откровенный“ губернатор Николай Цуканов признал, что государственные органы власти в целом и правительство Калининградской области в частности не могут удерживать ведущих специалистов ввиду того, что в частных компаниях более высокий уровень заработной платы, плюс социальный пакет. Данное заявление было встречено с улыбкой большинством наблюдателей, так как традиционно известно, что нахождение на государственной должности, помимо действительно неплохого с учетом всех надбавок дохода, предоставляет значительное количество различных бонусов и привилегий. Другой вопрос, что кадровая политика остается ключевым вопросом в деятельности нынешнего правительства, - так уж сложилось, что за неполные 3 года команду Николая Цуканова покинуло несколько десятков специалистов. От того, сумеет ли губернатор исправить эту ситуацию, во многом и зависят перспективы его второго срока.
2. Экологическая катастрофа? В непосредственной близости от Калининграда в мелиоративный канал попали нефтепродукты.
Главной новостью пятницы стало сообщение экологической организации “Зеленый фронт“ о разливе нефтепродуктов в поселке Высокое Гурьевского района Калининградской области, расположенного в двадцати километрах от областного центра. Авария произошла на трубопроводе предприятия “Лукойл-Калининградморнефть“ – калининградском подразделении одной из крупнейших нефтяных компаний страны. В течение дня информацию о “вине“ нефтяников подтвердили и высокопоставленные сотрудники областного правительства. Впоследствии было установлено, что нефтепродукты попали в мелиоративный канал, – пришлось снимать значительное количество загрязненной почвы.
В “Лукойле“ тут же попытались сделать “хорошую мину“, заявив, что последствия аварии были устранены в кратчайшие сроки и последствия для окружающей среды минимальны. Экологи и представители органов власти пока не сделали столь категоричных заявлений. Произошедшие события актуализировали сразу несколько вопросов, один из которых - модернизация нынешнего устаревшего оборудования на экологически небезопасных производствах. Деятельность компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, направлена в первую очередь на извлечение максимальной прибыли с позиции сегодняшнего дня. Кроме того, отсутствует должный экологический мониторинг соответствующих объектов. В “Зеленом фронте“ отмечают, что об аварии им стало известно от местных жителей, а вовсе не от сотрудников предприятия “Лукойл-Калининградморнефть“.
3. Заочное обвинение. Калининградские правоохранители продолжают безуспешно разыскивать “янтарного короля” Виктора Богдана.
На минувшей неделе получила продолжение история то ли уже бывшего, то ли все еще нынешнего “янтарного короля“ Виктора Богдана. Руководитель компании “Амбер плюс“ – до недавнего времени чуть ли не единственного официального дилера по продаже сырья, добываемого “Калининградским янтарным комбинатом“ – в настоящее время находится в розыске по уголовному делу о незаконном возмещении налога на добавленную стоимость на сотни миллионов рублей при продаже янтаря за рубеж. Расследование уголовного дела в отношении Виктора Богдана велось ни шатко ни валко, и вот теперь органам внутренних дел удалось добиться решения суда о предъявлении Богдану “заочного обвинения“ и объявлении его же уже в международный розыск.
Остается открытым вопрос, будут ли искать “янтарного короля“, к примеру, правоохранители соседней Польши. По некоторой информации, Виктор Богдан все это время спокойно пребывает в своем доме в черте Гданьска и оттуда преспокойно руководит янтарным бизнесом и финансирует избирательную кампанию в Балтийске, где выдвигается значительное количество его сторонников. Что примечательно – под знаменами “партии власти“.
В самой “Единой России“ предпочитают делать вид, что ничего крамольного не происходит. Дело Виктора Богдана показательно в том плане, что его результат в некоторой степени определит черту безнаказанности за экономические преступления в отдельно взятой Калининградской области. О том, что сутью бизнеса Богдана, помимо никак не обусловленной янтарной монополии, являются махинации с НДС, было известно уже несколько лет, налоговые органы с разной степенью успеха боролись с подставными фирмами “янтарного короля“ в Арбитражных судах. При этом предыдущая история крупных правонарушений в бизнес-сфере говорит о том, что через какое-то время Богдану просто перестанет что-либо угрожать.
Бывшие топ-менеджеры обанкротившейся авиакомпании "КД авиа" - Леонид Ицков и Сергей Грищенко - провели в тюрьме всего несколько месяцев, несмотря на признание судом их вины. Ну, а владелец обанкротившегося “Сетевого нефтяного банка“ Александр Гирзекорн до сих пор продолжает преспокойно заниматься бизнесом несмотря на то, что и вторая крупная его компания – ЗАО "РОС&НЕФТЬ" - должна поставщикам топлива сотни миллионов рублей.
4. Муниципальные войны. Депутаты Зеленоградска вознамерились высвободиться от районных властей путем изменения статуса городского поселения.
Глава Зеленоградского городского поселения Сергей Кошевой и глава Зеленоградского муниципального района Валерий Губаров в прошлом были чуть ли не ближайшими соратниками. Что произошло между двумя властителями, остается за кадром, но в последнее время городские власти только и делают, что борются с районными.
На прошедшей неделе стало известно, что депутаты из совета городского поселения вообще хотят выйти из района, прихватив с собой весьма лакомый кусочек – Куршскую косу. Юридически это делается следующим образом: городское поселение трансформируется в городской округ, после чего - муниципальные власти обладают всей полнотой своего статуса, в том числе по решению финансовых, земельных и строительных вопросов. Как будет жить оставшаяся часть Зеленоградского района без своей “столицы“, никто не уточнил, но аналогии с Москвой и Московской областью здесь неуместны, – бюджеты сельских поселений, входящих в муниципальный район, слишком слабы и полностью дотационные.
Понятно, что трансформация зеленоградской власти намечена перед будущими выборами в этом муниципалитете. Пример коллег из Гурьевска, когда муниципальный район был трансформирован в городской округ, а всем местным властителям – администрации и совету депутатов - удалось остаться при власти, явно стал вдохновляющим и для зеленоградцев. Более того, о своей поддержке обозначенной идеи уже заявил министр по муниципальному развитию регионального правительства Сергей Булычев, который и отвечает за сложные схемы внутренних трансформаций муниципалитетов.
В зависимости от того, как будет развиваться эта история, станет ясно, каков сегодняшний авторитет главы района Валерия Губарова. Завершается его второй срок пребывания на этой должности, и, несмотря на периодическую критику из уст губернатора Николая Цуканова, Губаров остается политическим тяжеловесом. Вот только несколько подобных ярких фигур на местах региональным властям уже довелось снять со своих постов, причем без каких-либо выборов.
5. Кто на новенького? Назначен новый исполняющий обязанности генерального директора судостроительного завода “Янтарь”.
Калининградский промыслово-судостроительный завод “Янтарь“ продолжает находиться в кризисе. С момента вхождения в федеральную “Объединенную судостроительную корпорацию“ на “Янтаре“ никак не выстраивается адекватная система управления. Уже прошло несколько лет, как кресло генерального директора покинул Игорь Орлов, ушедший сначала на “Автотор“, а впоследствии - на высокий пост губернатора Архангельской области. Причем Орлов ушел с судостроительного завода после того, как закончился его контракт, а новые владельцы предприятия не стали его автоматически продлевать, предложив сначала побыть временно исполняющим обязанности руководителя.
После в ОСК решили поставить во главе ПСЗ “Янтарь“ Александра Коновалова. За несколько лет своей работы в Калининграде он так и не избавился от статуса временно исполняющего обязанности. Гром для Коновалова грянул осенью прошлого года, когда в средства массовой информации попало письмо группы руководящих работников завода вице-премьеру Правительства Российской Федерации, куратору военно-промышленного комплекса Дмитрию Рогозину, в котором говорилось о системном кризисе на предприятии.
Ту историю замяли, руководящих работников втихую уволили, а Александра Коновалова в итоге “перебросили“ на “Балтийский завод“ в Санкт-Петербург. Новый временно исполняющий обязанности генерального директора является “темной лошадкой“. Возможно, его назначение стало компромиссом между “Объединенной судостроительной корпорацией“ и властями города и региона, которые рассматривают “Янтарь“ с позиции одного из стратегических предприятий. После недавней истории со взрывом газового баллона, одним погибшим и несколькими пострадавшими работниками новые социальные волнения на предприятии никому не нужны.
© Кирилл Качанов, специально для информационного агентства Русский Запад