22 августа 2012 года Россия стала 157-м членом Всемирной торговой организации.
За исключением некоторых изъятий, особые экономические зоны в Российской Федерации, в том числе Калининградская ОЭЗ, будут создаваться, поддерживаться и управляться компетентными органами Таможенного союза или РФ в соответствии с положениями Соглашения ВТО, которые, соответственно, будут применяться во всех ОЭЗ в Российской Федерации.
Как предусмотрено Федеральным законом № 16-ФЗ, Калининградская ОЭЗ создана на 25 лет. Она перестанет существовать только на основе нового Федерального закона, который будет принят после истечения этого 25-летнего периода, но который вступит в силу не ранее чем через один год после его официального опубликования.
Но проблема в том, что на сегодняшний день нормы ВТО не соответствуют Соглашению по вопросам свободных экономических зон, подписанному в 2010 году государствами – членами Таможенного союза. Как минимизировать потери от вступления в ВТО, предположила руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper в России Вильгельмина Шавшина:
"Процесс вступления России в ВТО предусматривает наличие переходного периода протяженностью до 7 лет, это время можно использовать для разработки программ развития основных кластеров региональной промышленности в условиях новой экономической реальности.
Должны быть разработаны нормы, которые в условиях членства России в ВТО и в рамках действия ТС позволят сохранить промышленно-производственный потенциал регионов, в зоне деятельности которых находится ОЭЗ, минимизировать финансовые потери производителей, связанные с новым форматом хозяйствования, и обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Ведущую роль в разработке данного вопроса должны взять на себя Правительство Калининградской и Магаданской областей, привлекая для обсуждения отдельных блоков внешних экспертов и представителей региональных бизнес-сообществ.
При этом возможно учитывать аналогичную практику стран, ранее присоединившихся к ВТО и сохранивших свободные экономические зоны, - некий прототип наших ОЭЗ. Китай, Израиль, Словения, Таиланд, Аргентина, Румыния активно используют и налоговые, и таможенные льготы.
Поддержка российских компаний и предприятий в ОЭЗ может быть реализована и с помощью налогово-бюджетного регулирования, что не нарушит правила ВТО и при этом послужит совершенствованию механизмов налогового и таможенного регулирования, применяемых в особых экономических зонах. В частности, эти поправки дают возможность вести научно-исследовательскую деятельность в промышленных ОЭЗ и снизить региональную часть налога на прибыль.
ОЭЗ в РФ будут модернизированы юридически, - они могут стать инновационно-промышленными центрами развития. То есть, скорее всего, ОЭЗ приведут в юридическое соответствие с требованиями ВТО, а также теми изменениями, которые были внесены в федеральные законы РФ в последнее время. Так что вся эта юридическая модернизация, вероятно, будет носить не фундаментальный характер, а косметический".
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Николай Акимов