Борьба с бедностью как социальным явлением в новой России (да и в дореволюционной тоже) имеет давнюю традицию. Традицию, которую, видимо, не скоро придётся прервать. Об этом рассуждает в свежей публикации в интернет-журнале «Интересант» публицист Сергей Ачильдиев.
За 12 лет после начала XXI века, то есть, с 2000 года доля условно бедного населения снизилась в России втрое. Но теперь, в эпоху новой экономической и политической реальности, бедность как класс снова вернулась во всём своём неприглядном размахе.
Президент, обращаясь к Федеральному Собранию, поставил задачу снизить уровень бедности вдвое за шесть лет. Как это сделать?
По данным «Ромир», на которые ссылается Сергей Ачильдиев, 60% опрошенных считают низкие зарплата, как и, собственно, бедность, одной из самых животрепещущих проблем. Дальше идут: рост цен (56%), безработица (36%), проблемы ЖКХ (28%), задержки с выплатой зарплаты и слабость госвласти (13%).
Публицист попытался вычленить тех, кого больше всего волнуют проблемы из списка ТОП-3? Тех, кто получает не менее 40 тыс. рублей на члена семьи в месяц, или менее состоятельных граждан? И ответ напрашивается сам собой.
К тому же, к официально бедным 22 млн россиян добавляются те, кто в любой момент может к ним приткнуть (увольнение, хроническая болезнь, закрытие предприятия и т. п.) - ещё столько же.
41%, пишет Сергей Ачильдиев со ссылкой на мониторинг Высшей школы экономики, не в состоянии сразу прикупить себе одежду и даже еду. Им надо копить или, иными словами, хоть как-то выживать.
Владимир Путин упомянул именно повышение зарплат и, как следствие, среднего дохода на душу населения, одной из главных целей на ближайшие годы. Правительство выделило деньги на повышение зарплат бюджетникам прямо с декабря 2017 года — января 2018 года. Поменяет ли это ситуацию кардинально?
Вот в этом стоит усомниться, считает публицист. Дело в том, что 70% экономики контролирует государство. Таким образом, все финансы в этом денежном потоке, рано или поздно проходят или напрямую питаются из бюджета. Ну, а бюджет у нас и так перегружен. Так будет ли государство стремиться к повышению зарплат в бюджетном секторе? Есть ли в этом экономический смысл? Ответ очевиден.
Единственный выход из этой ситуации: приватизация экономики и создание мощной конкуренции. При этом сокращать чиновников в госсекторе, может быть, и вовсе не нужно.
«Урезать следует не численность госслужащих, а их полномочия и обилие отчетности, причем на законодательном уровне», - пишет Сергей Ачильдиев.
И тогда у рыночной экономики появится шанс на процветание.
* Мнение.
(с) ИА Русский Запад/аш