В среду, 13 февраля 2019 года, в администрации Калининграда закипели страсти там, где этого никто не ожидал — на Общественном совете при главе Калининграда.
На традиционно чинном и благородном мероприятии, где все выступления происходят по записи, и самое непредсказуемое событие — это обычно реплики Леонида Донских, решили обсудить первые результаты мусорной реформы.
«Шквал вопросов обрушился на муниципалитет», - осторожно заявил глава Общественного совета Альвидас Мулиуолис.
«Подготовительная работа началась ещё в прошлом году. Было сделано достаточно много, чтобы определить основные направления реализации проекта, упорядочить вопросы, - тут же успокоил глава Калининграда Алексей Силанов. - В большей части решения организационных вопросов мы заметно продвинулись».
Дальше в списке были министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин и подведомственный ему директор регионального оператора по обращению с отходами ЕСОО Алексей Хряпченко.
Министр начал издалека и очертил светлый путь к реформе, начинавшейся из далёкой разрухи и небытия отрасли как таковой.
Но и он не смог не вставить самому себе палки в колёса. Оказывается, 13 субъектов Российской Федерации исхитрились и «не перешли на новую схему обращения с отходами». Калининградская область пошла напролом — в объятия эксперимента.
На экране демонстрировалась презентация, очерчивавшая дальнейшие этапы реформы.
«Планируем закупить сортировочные линии — компакторы. чтобы повысить уровень обработки отходов», - пояснял министр. Скажется ли это на тарифе на вывоз отходов. Нет, никак! - ответил министр уже после заседания.
Мусорная набрала обороты и собственную захватывающую динамику, за которой совсем потерялась её суть. Но согласно презентации министра выходило, что всё гладко и ровно. А будет ещё лучше.
Впрочем, на забыл Олег Ступин профилактически внести и критические нотки: «Юридические лица не хотят платить за воздух. Слышали. Хочу разочаровать коллег: у них была возможность подготовиться и понять насколько вырастет стоимость. Нормативы образования отходов были подсчитаны ещё в 2016 году. В комиссию были включены представители регионального союза переработчиков, представители Зелёного фронта».
С 2019 года, по словам министра, начнётся работа по раздельному сбору отходов. «Будем поддерживать любые инициативы по раздельному сбору. Перейти на сбор отходов на два бака к концу 2019 года», - заключил Олег Ступин. Повлияет ли это на размер тарифа? Нет, никак, ответил после заседания на вопрос «Русского Запада» Олег Ступин.
В унисон министру говорил Алексей Хряпченко. Директор регионального оператора посетовал на гигантские сложности. Оказывается, начинать ему пришлось с полной разрухи. «Никто никаких баз данных не давал», - заявил Хряпченко. Интересно, правда, как тогда ЕСОО, не нарушая закона, добралось до персональных данных физических лиц, которым выставило счета?
Но, по словам директора, получалось, что мусорная реформа вошла в упорядоченное русло.
«Достаточно мало серьёзных обращений, - чуть ли не посетовал Алексей Хряпченко. - Всё состоялось, квитанции, работа с физическими лицами более-менее организована нормально. У нас порядка 370 тысяч лицевых счетов. Ситуация с физлицами урегулирована».
Но с юридическими лицами всё же не получилось, признался он.
Из его речи выходило, что реформа — сплошной успех. Например, появилось 43 новых мусоровоза. Что, разумеется, замечательно, если не считать того, что раньше все эти приобретения шли как частные инвестиции перевозчиков, а сейчас их оплатят напрямую из повышенных тарифов для граждан и юридических лиц.
Не так оптимистичен, но подчёркнуто лаконичен был руководитель комитета городского хозяйства администрации Калининграда Игорь Билич. По его словам, очень сложной остаётся ситуация с вывозом крупногабаритного мусора.
«Надеемся, оператор обратит внимание», - посмотрев на Хряпченко, продолжил чиновник.
В Калининграде 63 контейнерные площадки, несмотря на все регулятивные изменения, продолжают оставаться на содержании МБУ «Чистота», хотя давно были должны перейти на баланс к региональному оператору.
Не забыл Игорь Билич и про нерешённый вопрос: правомочен ли муниципалитет покупать за свой счёт контейнеры и передавать их оператору или УК? Прокуратура уже давала отрицательный ответ на этот вопрос. Но министр природных ресурсов и экологии считает, что можно, поскольку и Минприроды России другая позиция.
«В Калининграде более 1000 мест накопления ТКО, 437 из них требуют обустройства», - заключил Игорь Билич.
Начальник нового комитета муниципального контроля Евгений Чернышёв доложил о «стабилизации» вопроса с вывозом мусора, правда, тут же добавил, что «в отдельных местах вывоз крупногабаритных отходов не осуществлялся с Нового года». В этом, разумеется, просматривается определённая стабильность.
Председатель Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева усомнилась в том, что «накал страстей спал».
«...а потом они идут к нам в театр», - добавил художественный руководитель Калининградского областного драматического театра Михаил Андреев. И в театре тоже действует норматив на мусор — с посетителя.
Татьяна Груничева, представленная как Почётный гражданин Калининграда, выступила на стороне министра: «Мы на пути создания практической системы работы с ТКО. Мы на пути большой серьёзной реформы. Надо начинать работу с умов населения, наших граждан. Мне довелось изучать этот опыт в Швеции, Швейцарии по линии Еврокомиссии. Может быть, бизнес обижен. Хочу сказать в защиту этой системы».
Но после советника в правительстве Калининградской области выступил Алексей Елаев, представившийся как заместитель генерального директора торговой сети «Спар».
«В настоящий момент сложилась конфликтная ситуация», - по его словам, до вчерашнего дня реформа обращения с ТКО практически не обсуждалась. Не давали слова тем, кто пострадал от реформы.
«Конкретизируйте, о чём речь идёт», - агрессивно вступил в дискуссию министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин.
«Я вас не перебивал. Вот в этой брошюрке нормативы образования отходов для юридических лиц приведены неправильно. Даже составители брошюрки не знают нормативы. Часть должна платить в соответствии с нормативами, а другая часть...», - продолжил было Елаев.
«...не вводите в заблуждение!» - прошипел Олег Ступин.
«Я вам покажу все документы, кто считал нормативы», - ядовито продолжил министр.
«Мы с вами не на митинге. Давайте друг к другу относиться уважительно», - попытался гармонизировать обсуждение Алексей Силанов.
«Бизнес получил первые счета и первые расчёты с отказом заключить договоры по фактическому образованию отходов только в пятницу на прошлой неделе, в понедельник на этой неделе, - продолжил Алексей Елаев. - У нас норматив 165 кг с одного квадратного метра торговой площади. При том, что мы весь мусор уже продали фактически. Мы всё утилизируем. Нам сейчас говорят, что вы были не правы, а мы два года назад что-то записали».
«Я скрывал от вас информацию?!» - вновь не сдержался Олег Ступин.
«Олег Андреевич, идёт совет при главе города», - обратился к нему вновь Алексей Силанов.
Алексей Елаев понял, что пора завершать, и снова продекламировал на весь зал, перекрикивая даже усилитель собственного микрофона:
Неожиданную поддержку Елаев нашёл у ещё одного члена Общественного совета при главе Калининграда. Юрист Карина Мкртчян озвучила размер повышения платы за сбор мусора в лицее №18: с 143 тысяч рублей в 2018 году до 640 тысяч в 2019 году. «Контейнеры будут возиться пустые», но платить за них придётся.
Алексей Силанов успокоил: губернатор дал поручение создать рабочую группу, чтобы найти оптимальные варианты решения проблемы роста сбора денег за мусор с бюджетных учреждений.
Представитель ЖЭУ-29 вернулся к проблеме с крупногабаритным мусором. До реформы он сам вывозил его ежедневно. Но с началом реформы вывозить он права не имеет. Ведь есть региональный оператор со своими единственно возможными перевозчиками. Зато министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области имеет возможность штрафовать управляющую компанию за невывоз мусора. Первый такой штраф представитель получил в 16 часов 31 декабря 2018 года — за 8 часов до начала реформы.
Ещё одна проблема была воспринята со смехом: единый региональный оператор отказывается вывозить новогодние ёлки. Каким-то образом, они не попали в сонм нормативных актов, учитывающих все нюансы мусорной реформы.
Завершил обсуждение Алексей Силанов не на самой лучшей ноте: городу уже сейчас приходится изыскивать 70 млн рублей, чтобы обеспечить выполнение закона в соответствии с реформой обращения с ТКО. Где их взять? Известно где — у налогоплательщика.
© ИА Русский Запад/аш