«Для этого надо людей тупо готовить»

05.04.2019 10:57    © Фото: Алексей Шабунин
   


Президиум Общественного совета при главе Калининграда. Рабочие моменты.

В четверг, 4 апреля 2019 года, в администрации Калининграда состоялось очередное заседание — или совещание?! - Общественного совета.

Формулировка темы встречи части гражданского общества («Муниципальная политика в сфере общественного транспорта города Калининграда и перспективы развития отрасли») в лучших советских традициях предвещала возможность без ущерба для репутации поспать прямо на совещании. Некоторые участники совета не стали делать и этого, проигнорировав мероприятие, чем, впрочем, сэкономили себе примерно два часа времени.

Глава города Алексей Силанов подчеркнул, что общественный транспорт находится «в пятёрке тех вопросов», которые более всего волнуют горожан.

Олег Кутин, менее чем за полгода выросший в стенах администрации Калининграда из начальника управления в начальника комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры, доложил об «обострившемся понимании проблем». Сначала похвалив мэрию, то есть, и себя самого, за успешное проведение «четырёх незабываемых дней» чемпионата мира по футболу в 2018 году (горожане-то уже успели позабыть), он повторил как мантру, что администрация не знает, сколько всего людей перевозит общественный транспорт в день. Зато отчитался об исполнении на 83,9% в 2018 году «показателя выполнения транспортной работы», что было примерно на 1% выше, чем в 2017 году. Что показывает этот показатель, членов Общественного совета, очевидно, никак не интересовало.

Самые частые жалобы жителей на работу транспорта касаются нарушения расписания и ранних сходов с маршрута автобусов. Помимо этого, пассажиры недовольны «некорректным обращением» кондукторов и водителей.

Решение проблем, которыми озадачен теперь его комитет, Кутин видит в «создании условий в городе для максимально комфортного движения транспортных средств, но, прежде всего, пешеходов, а также велосипедистов». С сермяжной истиной никто спорить, естественно, не стал.

Электробусы вместо троллейбусов

Директор самого ругаемого муниципального казённого предприятия «Калининград-ГорТранс» (КГТ) начал с трамваев. Под началом Анатолия Мухомора осталось всего 22 вагона, 45 лет назад их было около 180. Ещё бегающие трамваи ремонтируются посредством разборки других. Чтобы трамвайную сеть привести в порядок, необходимо как минимум 2,7 млрд рублей. На эти деньги можно купить 16 современных вагонов, разрабатываемых прямо в эту минуту «Уралвагонзаводом», отремонтировать 13,7 км путей (понятно, что речь не обо всей трамвайной сети, а об одном маршруте) и контактную сеть (стоимость: 446 млн рублей).

Чуть лучше обстоит дело с троллейбусами. Только 60% не соответствуют современным требованиям, 27 надо списывать немедленно. Анатолий Мухомор предложил забыть о трамваях и нацелиться на покупку вместо них электробусов. Эксперименты в Москве с ними пока неудачные, но прогресс есть.

Главной движущей силой в парке КГТ остаются автобусы. Их 140. Средний возраст — 3 года. Только 7% не соответствуют требованиям. Это, например, ПАЗы, которые через 8 лет пробега надо уже списывать.

Ответил Анатолий Мухомор и на претензии к кондукторам:

«Зачастую это люди даже без среднего образования».

Мол, какой с них спрос. Но тут же оговорился, что их привлекают к дисциплинарной ответственности: «Виноваты кондукторы, потому что пассажир всегда прав».

Продемонстрированные слайды показали, что большая часть сотрудников в «Калининград-ГорТрансе» - как раз кондукторы. Их там 466 человек. При этом существует некое «штатное расписание», по которому их должно быть 541. Для примера: водителей по тому же «расписанию» меньше: 365. По факту есть 359. Проблем с водителями нет. При этом в КГТ работают 47 водителей трамваев при одном работающем маршруте.

укомплектованность.jpg

Нехватка водителей

От частных перевозчиков пришёл Сергей Макаров, генеральный директор «Вест Лайн». Компания держит второе место в городе по объёму перевозок, владея 76 автобусами. В 2018 году фирма купила за свои деньги 6 больших автобусов, в 2019 году — ещё три автобуса. «Все приспособлены для перевозок маломобильных групп населения», - подчеркнул Макаров, заметив также, что предприятию предстоят в ближайшие три месяца большие затраты для оснащения машин тахографами и онлайн-кассами — таковы новые требования законов Российской Федерации.

Пожаловался Макаров только на то обстоятельство, что не хватает водителей — основы его бизнеса: «Из автошкол приходят единицы».

Транспортные карты и вафельницы

Серия докладов продолжала поглощать отведённое регламентом на проведение заседания время. Следующей выступила Ольга Думанская, директор муниципального казённого учреждения «Центр организации движения и пассажирских перевозок». На внедрение системы электронного билета администрация выделяет из бюджета 110 млн рублей. Кто будет его внедрять, пока непонятно. Конкурс ещё не объявлен. Но известно, что транспортные карты будут неперсонифицированные — сроком действия 5 лет и персонифицированные — для льготных категорий. «Мы пытаемся минимизировать неудобства для льготников. Разрабатываем форму бланка заявления», - отметила Думанская.

Автоюрист Георгий Румянцев рассказал о ближайшем введении новой разметки на перекрёстках - «вафельницы». По ней можно будет переходить в любом направлении, когда светофор загорится красным для всех машин. Ну, и кроме того, он предложил обсудить выделение отдельных полос для общественного транспорта. Обсуждение это длится уже лет 15 в Калининграде. И пока к выделению не привело.

«В диком состоянии»

От члена Общественного совета Леонида Донских, бывшего управделами мэрии при Юрии Савенко, все ждали подвоха. И он не подвёл ожиданий. Тихим, но зловещим голосом со смесью агрессии и юмора он вступился за пожилых людей, которые не могут «безопасно войти в автобус», так как водители останавливают их «в 0,5 — 0,7 метра от тротуара».

«В районе рынка и площади Победы пожилые люди сходят на мостовую, стремясь войти в автобус», - декламировал Донских, перейдя тут же к другим частным жалобам.

На улице Емельянова, по его словам, в субботу и воскресенье можно остаться навсегда: автобусы фирмы «Тотем» ходят с большими интервалами. Вечером не дождаться автобусов №3 и №25. «Я сам решил без машины поездить, еле дождался транспорта», - балагурил под улыбки товарищей по Совету Леонид Петрович. При этом дождался он частного транспорта: кто-то из знакомых его подвёз.

«Улица Орудийная находится в диком состоянии. Танкодром. Такая же улица Пехотная. Ну, и Ялтинская», - косясь на Алексея Силанова, продолжил Донских, под конец, правда, предложив ему добиться такого расписания рельсобусов, чтобы они стыковались с другим транспортом.

«Спасибо за достоверную, такую подробную информацию», - поблагодарил его за доклад председатель Общественного совета Альвидас Мулиуолис без тени улыбки.

«Улицы мы уже не раздвинем»

Татьяна Груничева, долгие году руководившая Управление Роспотребнадзора в Калининградской области, здесь представленная как Почётный гражданин Калининграда, отметила «положительную динамику». «Мы забыли то время, когда сложно было сесть в транспорт. Теперь мы оцениваем в минус, что автобусы гоняются за пассажирами», - напомнила Татьяна Груничева. Уточнив у Анатолия Мухомора, какой транспорт самый экономичный, она предложила остановиться на электробусах. Возвращение трамвая она считает нереальной перспективой: «Улицы мы уже не раздвинем».

Незаметно докладчица перешла со спокойного тона на критический, вспомнив о кондукторах. Обращаясь снова к директору КГТ, она потребовала от него готовить кондукторов, а не только их наказывать. Например, учить их приветствовать пассажиров: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!» Правда, то, что кондукторы будет приветствовать так пассажиров, представить себе сейчас ещё труднее, чем возвращение разветвлённой трамвайной сети в Калининграде. Но Татьяна Груничева полна оптимизма.

«Для этого надо людей тупо готовить!» - снова, глядя на Анатолия Мухомора, сказала она.

Сидевшему с ним рядом Сергею Макарову тоже досталось на орехи: «Подготовка водителей. Уважаемый товарищ Макаров, вы не ждите, что они к вам придут. Заинтересовывайте заранее. Если это ваш бизнес, значит, вы должны думать о кадровой составляющей».

Выяснив у Макарова, что в автобусах «Вест Лайн» не продают льготный билет для школьников, Татьяна Груничева, впрочем, резонно отметила, что это означает ущемление потребителей услуг общественного транспорта: если одни школьники ездят за 15 рублей, то и другие должны иметь такую же возможность.

«Почему нельзя сделать так, чтобы школьники платили в маршрутках так, как в городском транспорте? Неужели нельзя эту проблему решить?» - продавливала Татьяна Груничева начатую ей тему в дальнейшем обсуждении.

Но всё свелось к деньгам: в городском бюджете не так много денег, из них 368 млн уже тратятся на компенсацию льготного проезда только для «Калининград-ГорТранса», а на детей, которым не повезло жить в районах, куда не дошёл муниципальный транспорт, финансов не осталось. Что довольно странно.

Люди подделывают документы

Выступили на Общественном совете и общественники, в этот уважаемый совещательный орган не входящие. Например, оказалось, что теперь для получения льготного проездного добавился ещё один этап хождения на поклон — на этот раз в МФЦ.

Почему так, пояснила Ольга Думанская: выяснилось, что за билетами приходят «неграждане России», а лица, имеющие вид на жительство. Но им никто не давал таких льгот. Тем не менее, администрация видит большую опасность злоупотреблений.

«Для обновления списка специалисты управления социальной зашиты формируют электронный список. Реализация за 300 рублей идёт только по спискам соцзащиты, - сказала Думанская. - Люди подделывают документы. Приносят документы которые не имеют право на льготы. Электронный список введён постановлением главы администрации».

«Мы много слышим про цифровизацию!» - отметила общественница. В дискуссию вступил Алексей Силанов, дав понять, что она завершается: «Вопрос правомерный. Мы подумаем».

Выступил и ещё один неравнодушный гражданин — Андрей Власов. Суть вопроса со стороны было сложно понять в деталях, но обращался он к Анатолию Мухомору. Директор «Калининград-ГорТранса» понял это как претензию, мол, предприятие тратит деньги, а то и ворует их. Да и сам он дескать не испытал на себе все прелести общественного транспорта.

«Два раза в неделю я езжу на общественном транспорте, смотрю, как работает персонал, как водят водители, как работают кондукторы», - ответил Анатолий Мухомор и добавил, что за последний год на предприятии проведены три проверки: - Никаких нарушений или фактов нецелевого использования бюджетных средств нет».

На этой высокой ноте Альвидас Мулиуолис дал заключительное слово Алексею Силанову, а после него предложил выпустить резолюцию и создать рабочую группу по итогам «совещания». Так и сделали.

Опрос
  • Среди ваших знакомых есть долларовые миллионеры?

    vfi.jpg

Проголосовало 313 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты