Вечером в среду, 18 сентября 2019 года, в Калининграде прошли публичные слушания по строительству нового моста через Преголю, рядом с двухъярусным. До позднего вечера в Музее Мирового океана представители мэрии, проектировщик и горожане обсуждали перспективы развития улиц Железнодорожной, Генерала Буткова и Правой набережной.
Калининградцам, которые собрались в конференц-зале музея, показали изображение двух новых мостов, слева и справа от двухъярусного, уже существующего. В нескольких десятках метров к западу от существующего, планируют возвести новый железнодорожный мост. К востоку от двухъярусного, но тоже по соседству с ним, проектируют автомобильный и пешеходный. Двухъярусный, при этом, выведут из эксплуатации, так как «Российские железные дороги» считают его изношенным.
На эскизе проекта выглядит так, как будто два новых моста с обеих сторон зажимают старый, исторический. Вероятно, поэтому основной темой слушаний стало не будущее существующего двухъярусного, а идея проектируемого, автомобильного моста. Новый железнодорожный горожанам показали просто как идею, которую в будущем должны реализовать за свои деньги «Российские железные дороги».
Границы работ по новым автомобильному и железнодорожному мостам
Автомобильный мост должен быть разводным.
«Разводной пролет выполнен в виде вертикально-подъемного разрезного цельнометаллического балочного пролетного строения расчетным пролетом 66,0 м, - говорится в описании проекта. - Проезжая часть общей шириной 26,66 м в каждом направлении имеет по две полосы шириной 2,5 и 4,4 м по одной переходно-скоростной полосе шириной 3,5 м».
Судя по схемам, которые продемонстрировали на проекции, съезды с новой переправы должны примыкать к жилым домам, Парку Победы, накрывать автомобильные магазины и промзону улицы Железнодорожной.
Новый автомобильный мост проектируется восточнее двухъярусного, исторического, который на этом изображении почему-то не показали
Представитель проектировщика автомобильного моста, вице-президент института «Гипростроймост» Саид Сизо сказал, что этот объект был предусмотрен предыдущим генпланом, принятым ещё в 2006 году. Оттуда идея автомобильного моста перекочевала в генплан, который утвердили в 2016 году. В соответствии с этими документами, московские инженеры и архитекторы спроектировали сооружение и разработали проект межевания в границах улиц Суворова, Железнодорожная, Портовая и Буткова.
Большая часть вопросов, заданных горожанами, показала, что люди не поняли проекта: интересовались, насколько удлинятся их привычные пути, где появятся новые пешеходные переходы, куда направят съезды с моста и как защитят их дома от шума.
Фрагмент схемы фасада автомобильного моста
Участники слушаний критиковали не только проект, но и в целом нынешний подход к решению транспортных проблем города.
Когда понадобилось соединить два берега Преголи дорогой, власти выбрали мост. Как сказал архитектор, был и другой, более предпочтительный, вариант – тоннель под рекой.
Калининградский архитектор Алексей Архипенко
«Новый мост, сам по себе, как объект, никому не нужен, нужно решить проблему, - сказал Архипенко. – Введение любого эстакадного моста - реализация советского генплана и это абсолютно не обращено в будущее. К проектировщикам вопросов нет, они решали задачу, поставленную в задании. Задание выросло из советского генплана, который разработан в продолжение советской парадигмы. Тут никто не виноват, это общая беда».
Автомобильный мост ночью, с подсветкой
Даже представитель администрации Калининграда, сидевший в президиуме слушаний, не оставил проект без критики.
Константин Золошков
Двухъярусному мосту 93 года. При этом, по данным РЖД, конструкции для него изготовлены гораздо раньше - в 1914 году. Окончательно мост собран в 1926 году. Его снос, по словам представителей администрации Калининграда, запрещён. Стальная переправа остаётся объектом культурного наследия. Более того, в январе 2017 году определены предметы охраны объекта: местоположение, пролёты со стороны Железнодорожной и Правой набережной и башня управления. Центральные пролёты и сооружения предметом государственной охраны не признаны. Перечень остальных упомянутых конструкций передали проектировщику двух новых мостов, которые должны появиться слева и справа от двухъярусного.
Начать строительство новых переправ по проектам «Гипростроймоста» могут только после историко-культурного экспертизы уже существующей. Однако, главное препятствие для начала большой стройки не в этом. Как сообщили на слушаниях представители администрации Калининграда, государственной программы, по которой из бюджета могли бы оплатить мега-идею, пока просто нет.
© ИА Русский Запад/пс