Die Welt: нацисты сфальсифицировали зверства Красной Армии в Восточной Пруссии

21.10.2019 17:02    © Фото: Алексей Шабунин
8 мин   


Маяковское, Калининградская область.

Долгие годы населённый пункт Неммерсдорф в Восточной Пруссии был для нескольких поколений немцев цельным понятием, под которым подразумевались «зверства Красной Армии».

75 лет назад советские войска ворвались на немецкую землю и стали стремительно продвигаться вперёд. 21 октября 1944 года 25-я танковая бригада в тяжёлых боях захватила Неммерсдорф. При этом основные бои шли к западу от посёлка. Т-34-ки сумели с наскока пройти через единственный мост через Анграпу на ближайшие 25 км, который мог выдержать вес в 35 тонн.

В живописном селе Маяковское (нынешнее название) на берегу Анграпы ничего не напоминает о том, что было тогда.

А тогда сильно постаралась нацистская пропаганда. Уже 23 октября 1944 года превосходящие силы вермахта отбили Неммерсдорф обратно. Нашим частям пришлось уйти под натиском 5-й танковой дивизии и 61-й пехотной дивизии. Кроме того с юга контрнаступление поддержала бригада сопровождения фюрера, созданной на основе гренадёров, охранявших штаб-квартиру Гитлера в Вольчем логове в Восточной Пруссии (недалеко от нынешнего Кентшина в Польше).

Увиденное в Неммерсдорфе нацистская пропаганда попыталась использовать по полной программе. Советские солдат в газетах рейха, контролируемых государством (а других уже и не было), называли не иначе как «бестиями» и «убийцами». «Фёлькишер Беобахтер», «Пройсише Цайтунг» в Кёнигсберге, «Берлинер Иллюстрирте Цайтунг» создали событие под названием «Неммерсдорфская бойня». Писалось о «61 жертве большевистского террора». Неудивительно. Ведь лично руководитель пресс-службы НСДАП Отто Дитрих дал 26 октября 1944 года указание «выставить крупным планом кошмарные большевистские преступления в Восточной Пруссии и комментировать их острейшим образом».

Как ни странно, но до сих пор в широких кругах немецкой публике слово «Неммерсдорф» ассоциируется с «большевистскими преступлениями Красной Армии», как синоним понятия «террор». Некий боец фольксштурма Курт Потрек в 1953 году расписал во всех красках как якобы были убиты 72 немецкие женщины с детьми. Кроме того, по его словам, шесть женщин были голыми прибиты гвоздями к телеге и воротах у сараев.

Но, как выяснилось, всё это было ложью. Причём документ, опровергающий ложь, лежал себе спокойно в политическом архиве министерства иностранных дел ФРГ. А несколько лет назад его просто опубликовали.

Бумагу составили отнюдь не бойцы Сопротивления, ярые противники Гитлера или вообще антифашисты. В рядах тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) Верховного армейского командования 4 (AOK) такие не служили. Уже 25 октября в Неммерсдорф прибыли трое представителей этой полиции, под руководством некоего Пфайффера, звание которого соответствовало лейтенанту. Тайную полевую полицию называли «гестапо вермахта», не без оснований.

Как не было никаких оснований у тайной полевой полиции подыгрывать Красной Армии и преуменьшать масштабы произошедшего.

Тем не менее, именно эти люди установили, что в Неммерсдорфе погибли 26 лиц из гражданского населения: 13 женщин, 8 мужчин и 5 детей. 10 из них смогли идентифицировать. У большинства были установлены выстрелы в голову, некоторые погибли от ранений в грудь. Возможно, но и этому нет никаких доказательств, они были казнены. У одного из трупов был расколот череп. Одна из 19-летних девушек подверглась изнасилованию, другая – с некоторой вероятностью. В Неммерсдорфе Пфайффер и его подчинённые опросили свидетелей. 24-летняя Шарлотте Мюллер дала показания о том, что до обеда 21 октября её изнасиловали два советских солдата. Другая, более старшая дома подверглась домогательствам другого красноармейца: якобы он затащил её в тёмную комнату, но потом просто отпустил, ничего не сделав.

Команда Пфайффер эксгумировала также и трупы, которые уже были преданы земле. «Благодаря» этому подоспевшие нацистские пропагандисты получили возможность создать свой гнусный миф о Красной Армии. Были созданы киноленты о жутких преступлениях советских солдат. При этом внешний вид жертв теперь уже разительно отличался от того состояния, в котором его нашла и задокументировала тайная полевая полиция вермахта. На трупах немецких гражданских лиц оказалось гораздо больше ран. Это тоже было неудивительно. Одновременно с лейтенантом Пфайффером в Неммерсдорф внезапно нагрянул Карл Гебхардт, личный врач главаря СС Генриха Гиммлера, а также руководитель департамента пропаганды НСДАП по Восточной Пруссии, один из подчинённых небезызвестного министра пропаганды Йозефа Гёббельса. Кроме того, в Неммерсдорфе неожиданно нашли себе занятие ещё как минимум пять высокопоставленных эсэсовцев. Для чего они там были? Можно догадаться, что именно они руководили созданием пропагандистских фотографий, видеоматериалов и других фальсификаций. Их усилий, к сожалению, оказалось достаточно, чтобы задурить голову немцам и всему миру рассказами о кошмарных преступлениях Красной Армии.

Да, была война, были жертвы среди гражданского населения. Но никого не раздевали и не прибивали голым к воротам или телегам.

* Источник: Die Welt (ФРГ).

Опрос
  • Чью молочную продукцию вы предпочитаете?

    vr.jpg

Проголосовало 1587 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты