Раскрыты эпизоды последнего боя экипажа «пальмникенского» торпедоносца

04.02.2020 13:56    © Фото: Евгений Завертанов
8 мин   


Так выглядел торпедоносец, разбившийся на пляже Пальмникена в 1945 году.

Один из организаторов поискового движения Калининградской области раскрыл подробности падения сбитого самолёта на берегу Балтийского моря*.

В понедельник, 4 февраля 2020 года, поисковик Евгений Завертанов сообщил на своей странице в Facebook о раскрытии эпизодов последнего боя самолёта «Бостон» A-20G. Речь о воздушном судне, экипажем которого командовал лейтенант Анатолий Сушицкий. A-20G подбили над морем, на траверзе Пальмникена, 18 апреля 1945 года. Торпедоносец дотянул до берега и рухнул на пляж. Самолёт разбился рядом с местом, где за два с лишним месяца до того нацисты организовали массовое убийство евреев. Обстоятельства этого акта Холокоста долгое время замалчивались. Факты последнего боя советских лётчиков, разбившихся там, оставались практически неизвестными.

«В 90-е годы в районе ресторана «Галера» стоял неприметный обелиск разбившимся летчикам во время Великой Отечественной войны, - напомнил поисковик. - Как не печально, сейчас этого обелиска нет. На этом месте увеселительное заведение ресторан «Галера».

Автор этого сообщения выяснил, что привело ко второй катастрофе на пальмникенском пляже.

В середине апреля 1945-го, несколько дней подряд самолёт лейтенанта Сушицкого, вместе с другими торпедоносцами, вылетал на поиск и уничтожение отряда плавучих батарей. Последние били по советским войскам, наступавшим на Фишхаузен (ныне – Приморск Калининградской области). Мирослав Морозов в книге «Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками» указал, что 18 апреля 1945 года этот отряд немецких кораблей встал на внешнем рейде Пиллау, для пополнения запасов. Туда вылетели советские самолёты, включая «Бостон» Сушицкого. Во время очередного захода для атаки на корабль «Роберт Мюллер 6» крылатые советские машины попали в зону плотного вражеского огня.

«Скоординированной атаки не получилось», - пишет в своей книге Морозов и добавляет, что самолёт Сушицкого получил сильные повреждения. Подбитый лётчик, якобы, совершил вынужденную посадку у мыса Брюстерорт (ныне – мыс Таран). Поисковик Завертанов уточнил, что крылатая машина при ударе о землю разбилась, но упала она на пляже у Пальмникена. Командир самолёта-торпедоносца остался жив. Штурман Леонид Горяга тяжело ранен. Позже он умер в госпитале.

«Лейтенант Горяга в Отечественной войне участвует с октября месяца 1943 года, - цитирует Завертанов архивные документы Минобороны РФ. - За этот период произвел 37 боевых вылетов в экипаже лейтенанта Сушицкого. Летал на бомбардировочные удары по военно-морским базам и уничтожение подводных лодок, уничтожение транспортов, на свободную охоту и сопровождение».

Завертанов считает, что память штурмана-героя не увековечена и просит власти посодействовать в решении этого вопроса.

«По запросам и документам и со слов специалиста администрации Янтарного информация о погибших летчиках в данном районе Янтарного не было, - сообщил эксперт. - Человеческих станков летчиков обнаружено не было. Но останки от самолета были [на месте нынешней «Галеры»] и их растащили местные жители после войны».

* Источник: Facebook

© ИА Русский Запад/пс