Трамвай №3: зачем он здесь?!

16.01.2023 00:22
4 мин   


С начала декабря 2022 года город и областная власть сделали «подарок» горожанам: заработал новый трамвайный маршрут №3.

Номер маршрута — дань прошлому. В советское время и короткое время после него в Калининграде ходил трамвай с таким же номером. От нововведения он отличается как небо и земля. «Тройка» в период своего расцвета вывозила в буквальном смысле тысячи пассажиров из спальных районов в центр и завозила их обратно. На линии работали даже сцепки из двух вагонов — так много было пассажиров.

Правда, и ходил трамвай совсем иначе: от ныне несуществующей станции «Октябрьской», в районе перекрёстка улицы Радищева и проспекта Победы до парка Гагарина.

Линии в 1977 году.jpg
Трамвайная сеть в Калининграде в 1977 году.

«Возрождение трамвая», по версии нынешних развивателей системы общественного транспорта произошло вынужденно по весьма усечённому варианту. Новая «тройка» ходит от Центрального парка до Южного вокзала, причём не через Ленинский проспект, а делая круг через улицу Черняховского, ул. 9 Апреля, Октябрьскую и Багратиона. Зачем так? Губернатор Антон Алиханов объяснил, что иначе не выдержит эстакадный мост — там нельзя пускать трамваи. Администрация Калининграда даже заказывала специальное исследование, которое пришло к выводу, что два трамвая вместе на эстакадном мосту могут его теоретически обрушить. Почему его не обрушивают грузовые автомобили весом в 20 тонн, снующие там каждый день, понятно, никто объяснять не будет.

Но другого варианта, как делать хорошую мину при плохой игре, у властей, что региональных, что городских, зажатых в прокрустово ложе из федеральных подачек на финансово затратные проекты, и не было. Либо так, либо никак.

Но стоило ли начинать?!

трамвай рельсы проспект Мира.JPG
По проспекту Победы трамваи уже не ходят - рельсы обрезаны.

Мы садимся в трамвай №3 в воскресенье, 8 января 2022 года, последний день новогодних каникул в 16:43 в районе Центрального парка. Дата натурных испытаний выбрана не случайно: на городских улицах практически нет автомобилей. Все напряжённо отдыхают, готовясь к первому после затяжных выходных трудовому дню. Трамвай не должен встретить на своём пути автомобилистов, паркующихся где попало, или попасть в пробку в час пик.

«Корсар», закупленный за большие деньги, поражает своим роскошным интерьером. Большая часть сидений приподнята, и это не всем удобно. Зато есть розетки для подзарядки смартфоном, табло, объявляющее остановки и показывающее температуру на улице и в салоне и отличное освещение.

Задние сидения, с которых открывается прекрасный обзор на все четыре стороны, имеют один недостаток, с которым мы сталкиваемся в прямом смысле на первом же серьёзном повороте: через 1,2 километра, которые вагон преодолевает за 17 минут, у областного драмтеатра следует драматический поворот налево — хотя скорость невелика, требуются усилия, чтобы удержаться на своём месте сзади. Вагон заносит.

Такой же резкий поворот происходит на площади Победы налево на улицу Черняховского. И вроде скорость тоже не очень большая. Но лучше за что-нибудь держатся.

Даже непрофессионал чувствует, что чего-то не хватает: плавности хода. А почему? Потому что в обновлении нуждаются и рельсы. Но на них, очевидно, не хватило денег.

На площади Василевского следует такой же резкий поворот направо. Как и подразумевалось, в пути не встречается ни одной пробки. На улице 9 Апреля трамвай даже разгоняется до приличных 40 — 50 километров в час (навскидку, на спидометр не смотрели).

Пассажиров для этого времени суток и дня достаточно. В вагоне от 5 до 15 человек. Состав постоянно меняется. Немногие (точнее: всего два человека) едут от конечной до конечной, чтобы посмотреть, что и как.

Некоторые остановки в пути кажутся излишними, а в некоторых местах их явно не хватает. Например, на улице Багратиона трамвай делает только одну остановку, называющуюся «Областная филармония», хотя до филармонии ещё топать и топать, потому что на самом деле здесь древняя советская «Рембыттехника». Объявляется следующая остановка «Дом искусств». Но, когда трамвай подъезжает к проспекту Калинина, то объявляется остановка «Проспект Калинина», откуда, в самом деле, недалеко до Дома искусств. Раз уже гулять таким кругами, то почему бы не сделать остановку у перекрёстка Ленинского проспекта и улицы Багратиона? Она имела бы смысл для тех, кто едет от площади Василевского в этот район, но не хочет тащиться лишние 300 метров пешком. Но зачем, когда назначение «тройки» - очередной отчёт в федеральный центр о том, как власти усердно развивают инфраструктуру общественного транспорта.

До Южного вокзала мы доезжаем за 50 минут. Совсем неплохо (ставить тут кавычки или нет?!): 8,3 километра позади. Средняя скорость — 10 километров в час. Если бы трамвай шёл по Ленинскому проспекту, то дистанция сократилась бы до 5,1 километра. Горожанин сэкономил бы 20 минут. Ведь значительную часть пути — от площади Победы до Высокого моста - «тройка» дублирует маршрут трамвая №5.

Схема Трамвай 3.jpg

Было приятно прокатиться. Но никакого практического значения для города у трамвая нет. Разве что катать немногочисленных туристов и случайных пассажиров, польстившихся на действительно комфортные условия передвижения. Ещё можно было бы понять «новый» маршрут, если бы в городе действовала система единого билета, то есть, возможность пересадки на любой вид транспорта за одну стоимость в пределах определённого времени поездки (45 или 60 минут, например). Но разговоры о едином билете идут как минимум 15 лет. Дальше слов дело не сдвигается. А жаль.

Сейчас на маршруте №3 удобно рассматривать медленно проплывающий за окном Калининград, когда ехать, вообще говоря, некуда и незачем.

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 647 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты