Наследник советских сберкасс заткнули за пояс практически всех конкурентов.
Наследник советских сберкасс, единственной организации в СССР, куда трудящийся мог отнести на хранение свои сбережения, Сбербанк и сегодня охватывает своими услуга более 70% населения России. Более 80 тыс. терминалов по всей стране заткнули за пояс практически всех конкурентов на банковском рынке по обслуживанию физических лиц. Но это радужная сторона нашей акварели.
Один случай из жизни Вашего покорного слуги до сих пор заставляет меня засовывать деньги в банкомат не пачкой (как это вроде бы предусмотрено сервисом устройства), а исключительно по одной купюре. Дело было поздним вечером и сотрудники отделения Сбербанка на Московском проспекте давно разошлись по домам. Срок оплаты коммунальных услуг истекал завтра, и я, насобирав необходимую сумму хотел положить ее на пластиковую карточку, чтобы потом оплатить все без перевода сдачи на телефон. Банкомат пачку купюр заглотил, немного подумал, и выдал квитанцию о техническом сбое. На карточку средства зачислены не были, окошко для засасывания наличных закрылось наглухо. Как говорится: «Отдайте деньги нашему банку, и Вашей проблемой станет только одна – как получить их обратно». Я тут же позвонил по телефону горячей линии, где мой звонок зафиксировали. На следующий день написал заявление о техническом сбое в самом филиале. При этом мне пояснили, что нормативный срок рассмотрения таких заявлений – 3 (ТРИ!) месяца.
Я немного опешил от такой монументальности сроков, но норматив есть норматив и принялся ждать. Через три месяца я получил ответ по электронной почте, что внутри банкомата лишних денег не обнаружено, и моя претензия не может быть удовлетворена. Мои сетования: «Есть же видеозапись, я буду жаловаться в Москву» не произвели впечатления. В Москву я действительно пожаловался. И вот еще через месяц без всяких извинений и комментариев на мой счет поступила запрошенная сумма. И до сих пор я уверен, что разобраться в этой ситуации отделению Сбербанка можно было за один день, проинкассировав банкомат и просмотрев видеозапись. Кстати, попробуйте оплатить свои коммунальные счета по-старинке, у симпатичной девушки операциониста. Кроме многих «лестных» слов в свой адрес, вы скорее всего будете отосланы со своими бумажками к терминалам оплаты, в которых и молодой человек с первого раза не разберется. Что уж говорить о пенсионерах, вынужденных терпеливо дожидаться немногочисленных девушек-консультантов. Теперь еще об одном сервисе. Сталкивается с ним меньше людей, все-таки интернет пока еще не стал неотъемлемой частью каждой квартиры (о персионерах на этот раз умолчу). Сбербанк-Он-лайн следующий шаг на пути экономии Вашего времени. Казалось бы, оплачивай счета не выходя из дома, были бы деньги на карточке. Но обратимся к некоторым мнениям из мегапопулярной социальной сети Фейсбук. Калининградка Евгения Иванкова недавно разместила в ней буквально «Крик души»: «Сбербанк онлайн – это нечто!!! Грузится с пятого раза на десятый. Редкостное г…»
Ей вторит Екатерина Майорова: "Я обычно, когда плачу за квартиру, беру с собой книжку или фильм смотреть начинаю – в перерывах между каждым действием. По сравнению с чем? По сравнению не с тем, у кого хуже, а с тем как должно быть".
Навязчивый сервис хорошо знаком людям, успевшим пожить в Советском Союзе, ведь другого зачастую просто не было. Похожая ситуация сложилась и в Сбербанке, который с помощью новых электронных сервисов экономит средства на зарплату сотрудникам, но, зачастую, это происходит за счет времени и нервов своих клиентов. Подобных отзывов в Сети, поверьте, можно найти сотни. А если вдруг, не приведи Господи, вы захотите пожаловаться на банк, то приготовьтесь пройти все круги ада.
Вначале – сама организация, которая в общем не заинтересована возвращать деньги или признавать свои ошибки (про сроки я уже упоминал выше). Далее – головная организация. Представляете какую бюрократическую машину уже привела в действие Ваша бумажка про какие-то жалкие 5 тысяч рублей или про задержки с оплатой? Есть еще территориальное отделение Центробанка России, но туда надо обращаться по вопросам, связанным с нарушением банковского законодательства, и тут без грамотного юриста не обойтись. Иначе – просто не ответят. И наконец, всеми нами любимый Роспотребнадзор, который рассмотрит Ваше обращение еще в течении 30 дней. Так что если для Вас время – это деньги, то вы еще 7 раз подумаете, а стоит ли связываться?
© Максим Погода, специально для Русского Запада