Берлин и Калининград начинают большой совместный культурный проект, заявила Ирис Берндт, директор Музея Кетэ Кольвиц в Германии. В эксклюзивном интервью Русскому Западу берлинский искусствовед рассказала о том, что до сих пор связывает Калининград с прославленным немецким графиком.
8 июля 2017 года исполнится 150 лет со дня рождения художницы, графика и скульптора Кетэ Кольвиц. Музей, который я возглавляю в Берлине, и Калининградская художественная галерея готовятся к этой дате. Партнёрство с коллективом Галины Заболотской началось ещё в 2015 году, когда меня пригласили на международную конференцию о другом восточно-прусском художнике - Ловисе Коринте.
В её родном городе
В чём суть проекта?
Во второй половине сентября в Калининграде начнётся серия публичных лекций о Кольвиц – “Кетэ Кольвиц и ее следы в Калининградской области”. Откроется проект в Художественной галерее. Нашим полноправным партнёром является Общество друзей Канта и Кёнигсберга. Мероприятия запланированы не только в вашем регионе, но и в Берлине, вплоть до октября. Вход на них для всех заинтересованных лиц является бесплатным.
Это будут только лекции?
Нет, кроме лекций я бы хотела провести у вас в городе серию воркшопов с местной творческой общественностью. Интересуют вопросы и предложения, которые есть к нашему проекту у жителей Калининградской области, ведь Кетэ Кольвиц родилась и жила в Кёнигсберге до 24 лет. Именно в этом городе она получила свои первые художественные впечатления.
Чем проект, связанный с именем этой художницы, может быть интересен туристам туроператорам?
В ходе своих исследований я обнаружила 12 точек её вдохновения, которые хотелось бы обозначить информационными стендами с выдержками из дневников Кетэ. Пока это только моё предложение. Первый из таких стендов мог бы появиться на нынешней улице Октябрьской, по старому кёнигсбергскому адресу Weidendamm, 1. Это у нынешней Рыбной деревни. Другую табличку о Кольвиц можно было бы расположить у Музея Мирового океана. Во времена детства художницы эта часть города была портовой. Маленькая Кетэ часто бегала на Лаак и Ластиадие, посмотреть за работой портовых рабочих и экипажей грузовых барж. Ещё одно памятные место – барельеф дедушки Кете Кольвиц, богослова Юлиуса Руппа у Кафедрального собора на острове Канта. Изображение Руппа выполнила сама Кетэ.
Маленькая Кете и Королевский замок
Почему памятный камень Руппу установлен у могилы Канта?
Рупп хотел вернуть учение Канта церкви (Рупп- автор книги “Иммануил Кант. О характере его философии и об её связи с современностью” – прим. Русского Запада). Высказывание Руппа, высеченное на его камне у могилы философа, коррелирует с постулатами Канта. Ещё несколько мест связаны с именем Кольвиц. Например, улица Фрунзе, где находилась Академия искусств и перекрёсток с ул. Ярославской, у которого некоторое время жила семья Кете. Важен для неё и Королевский замок, в котором экспонировались её работы во время выставок союза художников Кёнигсберга. К слову, я обратила внимание на то, что у бывшего замка нет постоянного информационного стенда. Это хороший повод сказать, как воспринимала это место Кетэ Кольвиц. В своих воспоминаниях она рассказывала, что вопреки запретам отца бегала в замок. Намного позже, в замковом ресторане “Блутгерихт” Кольвиц встречалась с коллегами, приезжая из Берлина в Кёнигсберг. Единственный пункт на карте Калининграда, который не связан с Кольвиц исторически – это Художественная галерея, но именно в её стенах и пройдут основные экспозиции. Именно галерея расскажет о Кетэ как о художнике.
На фоне проекта воссоздания Западного флигеля Королевского замка встаёт вопрос: сносить ли Дом Советов?
Сносить или оставить Дом советов, решать жителям Калининграда. Это историческое здание. Да, во многих городах Германии возродили замки. Однако, Калининград – не музей, а современный город. Его особенная красота – в сочетании старого и нового. Но конечно, я надеюсь на то, что и старые здания Кёнигсберга получат больше внимания для их сохранения. Кстати, у нас в Берлине, я была против сноса Дворца Республики. В нём было много залов. Они могли бы использоваться не только для заседаний, но и для выставок. Нужно сохранять здания, связанные с историей. Их нужно беречь и с точки зрения искусства. Стирать старую историю и вместо неё писать новую нельзя. В конечном итоге, пусть судьбу Дома советов решают профессионалы - архитекторы.
Какие ещё точки на карте нашего города связаны с Кетэ Кольвиц?
Памятные места Кольвиц связаны не только с ней. К примеру, в сиротском приюте (Литовский Вал, 62 – прим. Русского Запада) в течение 7 лет воспитывался её будущий муж Карл. Он стал врачом. Благодаря ему долгое время Кетэ могла творить. Карл говорил ей: “Я буду зарабатывать, так как я – врач, а ты - писать картины, так как ты художник”. Памятные места семьи Кольвиц расположены не только в Калининграде. У меня есть идея, установить информационный стенд в посёлке Мельниково Зеленоградского района, бывшем Рудау, где родился Карл Кольвиц. Именно этим интересен данный поселок. На местной карте Кольвиц можно обозначить и бывший Раушен – сегодняшний Светлогорск – где художница проводила каждое лето в возрасте с 8 до 17 лет.
Какими вашими идеями можно было бы впоследствии развить местный проект о нашей землячке?
Есть идея издания книги о Кетэ Кольвиц, на русском и немецком языках, тиражом в 10 000 экземпляров.
“Кёнигсберг – это эстетическое качество”
Мемориальную доску о другой известной женщине Кёнигсберга - поэтессе Агнес Мигель - в Калининграде со скандалом снимали дважды. По-вашему ей не место в нашем городе?
Я слишком мало знаю о Мигель, чтобы серьёзно высказывать своё мнение по этому поводу. Не могу ответить на этот вопрос однозначно. Знаете, в Германии много аналогичных спорных вопросов, связанных с коммунистами. При этом, в нашей стране уже давно нет улиц и площадей, носящих имя Адольфа Гитлера и других нацистов. Но почему там не должно быть улиц известных поэтов и деятелей культуры? Я точно знаю, что очень важно понимать каждое мнение, обращать внимание на каждый ракурс, с которого можно смотреть на такие вопросы. А вот что касается Кетэ Кольвиц, то она, в отличие от других, в своё время приняла приглашение от правительства поездку в Советский Союз. Она поехала туда, чтобы посмотреть, как объясняла сама художница, что получилось из поставленного в России общественного эксперимента.
И какой оказалась её реакция?
Она была в восторге от того, что ей показывали. А ей показывали позитивные стороны социальных явлений: бесплатные детские сады и школы, исправительные учреждения, в которых люди получали новые профессии. Кетэ Кольвиц и Россия… это могло бы стать великолепной темой для проекта в Калининграде!
В Калининграде муссируется вопрос о возвращении городу его исторического названия: какова ваша позиция по этому вопросу?
Калининградцы родились в Калининграде. Кёнигсбержцы – в Кёнигсберге. Если вернуть городу прежнее название, это приобретёт уже другую окраску. Конечно Кёнигсберг – это эстетическое качество. Но мне кажется гораздо уместнее то, что делает ваш земляк Макс Попов. Он пытается перенести эстетику Кёнигсберга в современный Калининград.
© ИА Русский Запад/пс