Предварительно НП "Региональный центр общественного контроля" проанализировал экономическую целесообразность и юридическую обоснованность приватизации этих предприятий. Итоги экспертизы озвучил член Общественной палаты Сергей Шерстюк и изложил их в распространенном пресс-релизе.
Как отмечают эксперты центра, в обоих случаях - как с МУП "Водоканал", так и МУП "Калининградтеплосеть" - основной доминантой неэффективной работы МУПов является человеческий фактор. Убыточная работа МУП "Калининградтеплосеть" во многом обусловлена слабым менеджментом и неэффективной работой профильного комитета администрации.
На протяжении многих лет производственные программы предприятий были слабо проработаны в части определения затрат. Это приводило к тому, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов постоянно сдерживала амбиции предприятий, указывая на неэффективность работы самих предприятий. Показательным является то, что, получив от службы "несправедливый тариф" на свои услуги, эти предприятия не разу не обратились с обжалованием в Арбитражный суд, не предпринимали никаких действий для снижения затрат на производство своей продукции, а просили дополнительные финансовые средства от муниципалитета.
В настоящее время, если не осуществить структурную перестройку работы МУПов и не подготовить рыночную платформу для работы частных компаний, акционирование не приведет к улучшению ситуации с теплоснабжением, если не наоборот - подстегнет неконтролируемый рост тарифов при низком качестве оказываемых услуг.
По мнению экспертов, акционирование и продажа части акций муниципальных предприятий в частные руки — потеря имущества, которое принадлежит всем жителям города. Таким образом, руководству городского округа необходимо в первую очередь наладить работу инженерных и экономических служб предприятий, сделать прозрачной работу руководителей, предписав им публично отчитываться о проделанной работе, проведя предварительно не только бухгалтерский аудит, но и аудит технико-технологических и хозяйственных решений.
Без принятия отдельного законодательного акта по работе МУПов в муниципалитетах они будут постоянными клиентами на подпитку из соответствующих бюджетов, а директорам предприятий целесообразно проходить публичную общественную аттестацию на профессиональную пригодность.
Что касается самой приватизации, то такой объем отчуждаемой собственности требует проведения референдума среди жителей города в соответствии с Конституцией РФ.
Все иные комментарии по результатам проведенной экспертизы, опубликованной в СМИ от имени экспертов, являются надуманными и ничего общего с выводами экспертизы не имеют, - сообщил представитель Общественной палаты Калининградской области Сергей Шерстюк.
Совет Общественной палаты Калининградской области утвердил экспертизу МУП "Водоканал" и "Калининградтеплосеть", согласившись с выводами экспертов о том, что по таким объективным причинам, как непогашенные кредиты, данные предприятия приватизировать нельзя.
© Информационное агентство Русский Запад