Команда с «Cool Aster» рассказала Русскому Западу как выжить в плену у нигерийских флибустьеров

03.09.2012 18:00
   


Команда с «Cool Aster» рассказала Русскому Западу как выжить в плену у нигерийских флибустьеров

177 пиратских атак зафиксировано в мировом океане за первые шесть месяцев 2012 года, по данным BBC. Заложники одной из таких атак недавно прибыли в Калининградский морской рыбный порт. Вернулись из нигерийского плена все 17 человек – экипаж рефрижератора «Cool Aster». Всех вместе,  граждан Эстонии, Латвии, Украины и России держали на «мушке» со 2 по 4 июня, 31 час. 

Они сдержали свой контракт и привели корабль в порт выгрузки в Калининград. Изможденные люди надеялись получить зарплату за три месяца и компенсацию похищенного пиратами имущества. Вместо этого – еда на костре возле корабля, банкротство судовладельца и полная неизвестность с выплатами.

С НОЖОМ - К ГОРЛУ

- 2 июня, примерно в 20.20 раздался стук разбивавшихся иллюминаторов по левому борту, - рассказал Русскому Западу второй механик рефрижератора «Cool Aster» Алексей Титков. - Я как раз вернулся со смены в каюту, и хорошо слышал, как кто-то пытается ворваться в «жилой контур» (внутренняя жилая часть судна – прим. Русский Запад). Дверь на кодовом замке. Выломав ближайший к ней иллюминатор, лазутчики пытались дотянуться до задвижки изнутри. Не удалось. Направились в «контур» с правого борта. Несколькими очередями из автоматического оружия выбили кодовый замок. Пули прошли навылет через каюту нашего моториста, который по счастью, тогда стоял на вахте. Один из матросов успел дать тревогу. Все повыскакивали по своим рабочим местам. Я по привычке - в «машину». А там, на центральном посту управления, около 20 вооруженных рослых африканских боевиков. Помимо автоматов, в арсенале бандитов имелся пулемет и два крупнокалиберных ручных противотанковых гранатомета...

«Тревожная кнопка» сработала, но сигнал бедствия нигерийские власти оставили без внимания. Нападение выпало на выходной, на субботу.

В ЦПУ согнали почти всех членов экипажа и положили их на пол, лицами вниз. У горла старшего механика Виктора Сметаны «вырос» нож, а над его ухом на ломаном английском послышалось: «Прирежу, если остановишь двигатель».  Нигерийцы приказали гонять пароход за 100 морских миль от берега, и обратно к земле. При этом, боевики заявили, что направят судно к порту Котону, в соседнем Бенине.

ЗАХВАТЧИКИ И «ПОБОРЩИКИ»

Сомали пираты– В Бенине у нас все «схвачено», мы зайдем в устье реки, вы как рабы выгрузите нам всю вашу мороженую рыбу, - предупредили пираты. - Как только видим военный корабль, сразу уничтожим всех вас.

Террористы знали: появись тут группа захвата, их бы в плен не взяли. Даже вора на базаре расстреливают на месте. 

Поэтому, в редких случаях военного вмешательства в судьбу какого-либо захваченного судна, пираты уничтожают заложников и отбиваются до последнего патрона. Такова реальность нигерийской жизни.

Вскоре после захвата, боевиков на судне сменили пираты, специализирующиеся на рэкете. Они, по воспоминаниям моряков, забрали из кают все, вплоть до носков. Не побрезговали флибустьеры даже тапками, в которые были обуты матросы.

-         Поборщики, сменившие захватчиков, забрали из кают зубную пасту, инструменты, крема, снимали даже брелоки с ключей, - поведал Русскому Западу электромеханик Владимир Куриленко. - И эти люди явно не сельские. Они крутили в руках свеклу и лук, искренне спрашивая: «А это что?» Я не видел, чтобы кто-то из них спал на кровати, даже если она стояла рядом. Отдыхали разбойники прямо на полу, видно, что им так привычнее.

БИЛИ ДО СИНЕВЫ

100_8554.JPGНа «Cool Aster» вышла из строя системы кондиционирования.

На фото: выжившая команда

В ЦПУ, где поначалу собрали заложников, температура выросла до + 50 °C. В такой вот «духовке» люди пролежали на полу два часа. Когда их подняли чтобы переводить на другое место, на палубе осталась лужа моряцкого пота. 

По словам Алексея Титкова, самая опасная ситуация сложилась когда пираты решали, что делать с командой. Экипаж рассадили вдоль борта. В качестве «туалета» заложникам выдали пластиковую бутылку. На двух палубах – автоматчики, а на третьей – пулеметчик. Потом всех, кто свободен от вахты завели в столовую.

Почти с самого начала пираты принялись выяснять у капитана, куда он спрятал деньги. Кроме $ 2 тысяч, найденных тут же, никаких средств на судне не осталось. 

По словам матросов, бандиты отказывались верить, и били капитана прикладами, пока его спина не стала синей. Ради кольца, которое не снималось с его пальца, едва не отрезали палец.    

- Когда я вышел на корму, и увидел как они там «под кайфом» танцуют, с автоматами в руках, то понял, что пули от них можно ждать в любую секунду, - продолжил кок рефрижератора Борис Михайлин. - Все время плена, я не чувствовал собственного своего сердца, но как только пираты покинули судно, я понял, где оно находится и даже сколько весит. Спас только корвалол.

Вооруженные до зубов бандиты периодически устраивали себе развлечения. 

То переборки украсят пеной для бритья, то тычут стволом в затылок. Один из пиратов взял на камбузе нож для рубки мяса обратился к матросу-мотористу: «Давай поспорим, что я отсеку тебе все пять пальцев одним махом?!».

«Никому не рассказывайте»

Пираты пробыли на судне более 30 часов. Ничего серьезнее двух тысяч долларов, личных вещей матросов и пары ящиков провианта они там не нашли. 

Увидев поблизости другой транспорт, бандиты атаковали его и вернулись на «Cool Aster», чтобы… покинуть его, теперь уже окончательно. Груз рефрижератора нигерийцев больше не интересовал.

Скорее всего потому, что на их тортугах и либерталиях (Тортуга – одна из старинных пиратских столиц на островах Карибского моря, Либерталия – республика флибустьеров на Мадагаскаре, - прим. Русский Запад) просто не существовало достаточно крупных морозильных камер. Рыба испортившись не стоила ничего... Да и топлива за двое суток хаотичных маневров на судне оставалось мало. 

Капитан рефрижератора Cool Aster      - Уходя, пираты забыли на нашем судне одного из своих, а вернувшись за ним, собрались забирать и нашего капитана, как заложника, на свою береговую базу, - рассказал один из матросов, Андрей Горошко. – Евгению Шкоде тут же сказали, что будут требовать за него выкуп суммой в $ 2 миллиона. Тут же почему-то по нему открыли огонь, но кто-то из самих пиратов успел оттолкнуть капитана, и очередь просвистела у него над ухом.

На фото: Капитан рефрижератора Cool Aster Евгений Шкода


В последний момент забирать капитана нигерийцы передумали. Пока рефрижератор шел обратно, судовладелец держал связь с ним постоянно. Сначала он говорил: «Деньги заплачу, только никому о захвате не рассказывайте». Потом пошла другая информация: «По результатам работы компания терпит убытки».

$ 100 000 составляет долг судовладельца перед командой из 17 человек, включая зарплату за три месяца и компенсацию за похищенное бандитами имущество. 6 сентября в 9.00 суд Московского района Калининграда рассмотрит дело о не выданной морякам зарплате и компенсации, а так же примет решение о судьбе судна «Cool Aster». К рефрижератору, как и к долгам перед его командой внезапно обанкротившийся судовладелец отношения иметь не хочет. Удастся ли судовладельцу, гражданину Эстонии, избежать финансовой и хозяйственной ответственности, решат юристы.

© Информационное агентство Русский Запад. Руководитель корпункта в Калининграде Петр Старцев  

Теги:
(0)
Опрос
  • Как часто вы покупаете продукты по акциям (со скидкой)?
Проголосовало 620 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты