На острове Канта в Калининграде продолжаются работы по его благоустройству. Как известно, перед их началом была проведена археологическая разведка. "Русский Запад" рассказывает о том, что удалось нарыть археологам.
Археологическую разведку вокруг Кафедрального собора провели весной этого года. Перед тем, как пустить к старинной кирхе землекопов и электриков, власти разрешили поработать там историкам. Они должны были выяснить, что находится там, где проложат кабели капитального наружного освещения. Открытый лист на разведку получил калининградский историк Юрий Жиляев и компания «Балтспецархеология». Официальным заказчиком работ выступило госучреждение Кафедральный собор. Де-юре Жиляев и его команда должны были обеспечить сохранение выявленного объекта археологического наследия. Де-факто, за несколько десятилетий они оказались первыми профессиональными исследователями, которым удалось прикоснуться к подземной части прошлого этого острова.
Археологи сделали четыре шурфа, по два с севера и юга от Кафедрального собора. Они нашли массу обломков посуды, металлических элементов утвари и человеческих костей. Даже четыре маленьких участка, разрабатываемых исследователями, показали, что остров Кнайпхоф являлся местом, где строительство, торговля, питейные заведения, учёба и смерть жили впритирку.
Исследования прошли вокруг собора
Могилу ребёнка нашли между Кафедральным собором и центральной аллей острова. Кёнигсбергский малыш умер при росте немногим более 80 см. По современным меркам, это рост двухлетнего ребёнка.
Скелетик со сложенными на животе руками лежал головой на запад. Кости маленького черепа оказались раздавлены.
«На голове - погребальный венок (нем. Totenkronen) из медной проволоки и пластин, - сообщили археологи. - В погребальном обряде католиков и протестантов подобные венки надевали на детей, девушек и молодых людей, умерших до таинства бракосочетания. Обычай наиболее распространен в XVI-XIX вв. В районе живота и таза прослеживаются (предположительно), остатки еще одного медного венка, который могли первоначально положить на крышку гроба».
Вокруг скелета сохранились остатки гроба, а рядом - 83 человеческих кости из других, разрушенных погребений, рукоятки гробов. Они относятся предположительно к периоду 14-17 веков.
Шурф №2 мог бы приоткрыть массу других жутких страниц жизни Кнайпхофа. Тем более что люди, оставившие прах у собора, жили во времена нескольких эпидемий чумы, рахита и холеры. Однако, археологам пришлось «дойти до уровня непотревоженных погребений»* и остановиться. Открытый лист и финансирование исследователям дали на разведку, а не на широкомасштабные раскопки.
Кроме многочисленных останков людей, историки обнаружили фрагмент железного ножа с клеймом. На клейме – крест под короной, почти как на гербе Кнайпхофа, где и нашли нож.
Недалеко от ножа обнаружили монету, «солид» короля Польши Сигизмунда III. Того самого, который пошёл войной на Россию, устроил сговор с Лжедмитрием и осадил Смоленск. Монета с его портретом, найденная у собора на бывшем Кнайпхофе, датирована1603 годом. На аверсе была отчеканена коронованная буква «S», по кругу которой по-латыни значилось: SIG III D G REX PO D LI. На реверсе монеты изображён герб Риги, скрещенные ключи, а вокруг них текст: SOLIDVS CIVI RIGENS 1603.
Археологи нашли деньги и в другом шурфе, с этой стороны собора, ближе к Медовому мосту. Правда и на этот раз попался крошечный номинал – всего один грош, 1790 года. На аверсе – профиль короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, окружённый соответствующей надписью по-латыни. На реверсе - герб Пруссии в щите под короной. Край монеты обломан. Грош хоть и ломаный, а чего-то да стоит, ведь это мелочь времён Канта.
Одной из самых старых находок стал обломок меча. Его можно назвать ровесником Кафедрального собора, ведь оружие датировано 14-м веком. Фрагмент клинка обнаружили в шурфе, сделанном вдоль центральной аллеи, ближе к Медовому мосту.
Здесь археологи боролись с постоянным поступлением воды, которая пошла в раскоп уже на небольшой глубине. Город-острова Кнайпхоф построили на неустойчивом, частично заболоченном месте. Об этом археологам постоянно напоминала вода и в других шурфах. Начались обрушения, одно из которых «привело к утрате погребения»: когда археологи нашли похороненного в 14-м веке умершего, земля забрала его к себе повторно.
Разрушенное погребение
Изучению прошлого острова мешала работать не только грунтовая, но и речная вода. В шурфе, вскрытом за памятником герцогу Альбрехту, она просачивалась сквозь несущие конструкции. Сами конструкции оказались фундаментом университета «Альбертина». Так археологи впервые увидели основание одного из старейших университетов этого региона Европы.
Ещё одно небольшое открытие сделано по другую сторону от могилы Канта: на глубине 2,78 м нашли основание стены, ориентированной с севера на юг. Стену сложили из кирпича, который был взят из более древнего здания. По гравюре 17-го века учёные поняли, что наткнулись на хозяйственную пристройку к Кафедральному собору. Она стояла на кладке из природных валунов и кирпича на песчано-известковом растворе. Историки предположили, что основанием – это фундаментом недостроенной подпорки южной стены собора.
«По первоначальному проекту, не осуществлѐнному в связи с запретом гроссмейстера Ордена, планировалось возведение собора-крепости, - сообщил в отчёте руководитель археологической разведки Юрий Жиляев. – После изменения в 1333-м году проекта и значительного уменьшения толщины южной стены обнаруженный фундамент, очевидно, оказался без надобности и был заброшен».
План расположения шурфов вокруг Кафедрального собора
По этой версии, на острове сначала строили епископский замок. После протеста Тевтонского ордена, возводимую цитадель переформатировали в собор. В книге «Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города» Фриц Гаузе писал, что немецкие рыцари видели угрозу в любом, неподконтрольном им укреплении. Особенно если оно находилось на расстоянии полёта стрелы от их замка. В данном случае, епископский замок, якобы, мог угрожать замку Кёнигсберг.
Старинная крышечка из медного сплава - ещё одна находка
Первые за послевоенную историю города официальные подземные исследования острова Канта проведены в самом узком формате, в виде археологической разведки. На фоне последовавшего благоустройства, историкам достались крохи. Хотя, главным достоянием острова, помимо собора, является как раз его история. История, которую нам так и не показали.
Официально объект, который разрабатывали археологи-разведчики, называется «Культурный слой, некрополь эпохи средневековья и нового времени, археологизированные объекты (XIV-XIX вв.) на земельном участке объекта культурного наследия «Кафедральный Собор» на о. Канта в г. Калининграде». Какое название… и какой результат: археологам выделили четыре пятачка земли и несколько недель, не предполагающих полноценных раскопок. Раскопок не предполагается и в последующие месяцы.
Остров Канта закатывают под дорогостоящее благоустройство. Вскрывать свежие газоны с километрами новых коммуникаций не планируют. Большинство тайн бывшего Кнайпхофа так и останется под лавочками и урнами, на которых уже появились первые автографы вандалов.
© ИА Русский Запад/пс