Екатерина Преснякова: поиск пропавших объединил десятки волонтёров

11.02.2021 15:00
   


Екатерина Преснякова

Калининградские добровольцы из отряда «Запад» за последние два года нашли живыми не менее 100 человек, заблудившихся в городах и сельской местности. Как в нашем регионе пропадают люди и почему их ищут бескорыстно, рассказала руководитель ПСО «Запад» Екатерина Преснякова.

Дети уходят через соцсети

- Сколько заявок на поиск людей поступает в ваш отряд?

- В 2019 году пришла 171 заявка. В 2020 году проведено уже 245 поисков.

- Какую часть пропавших обнаруживают живыми?

- В позапрошлом году по 171 заявке живыми найдены 139 человек. Они вернулись сами либо найдены обычными гражданами, полицейскими, спасателями. Нами разыскано 36 человек. Погибшими обнаружен 21 человек. Не найдены до сих пор 11. В 2020 году живыми найдены 213, погибшими - 21. Нашим отрядом найдены 54 человека. Мы не обладаем полной статистикой полиции и МЧС. Я привела данные, которые проходили через нас. Хотя, сейчас в Калининграде и области других добровольных поисковых отрядов, кроме «Запада», нет. Раньше были, но они либо влились в наш либо прекратили существование.

- Насколько часто добровольцы вынуждены искать детей?

- По данным нашего отряда, в 2019 году в Калининградской области пропали 32 ребёнка и 19 подростков. В 2020 году - 23 ребёнка и 38 подростков, а только за январь 2021 года пропали 6 детей и 4 подростка. То, что в январе пропали аж 6 детей – тревожный знак. Если в прошлом году из всех пропавших несовершеннолетних младше 10 лет оказались двое или трое, то в начале 2021-го – большинство. Раньше частыми причинами ухода были конфликты с родителями и «синдром бродяжничества». Сейчас мы вынуждены искать тех, кто заигрался на горке, гулял или по каким-то иным причинам не стремился вернуться домой.  

В регионе стали чаще пропадать дети из благополучных семей.jpg
В регионе всё чаще пропадают дети из благополучных семей

- С чем связываете такое поведение?

- Универсального ответа для всех случаев нет. Есть наблюдения и первые выводы. Родители стали чаще давать детям гаджеты. Малыши смотрят, как ведут себя популярные владельцы аккаунтов в YouTube и повторяют за блогерами. Те играют в игры: в кадре мелькают цифровые герои, которые перемещаются в пространстве, выполняют разные задачи. Например, убегают из дома. На трендовых видео дети богатых родителей капризничают: «Не хочу это, хочу то». Калининградские малыши перенимают модели чужого поведения, а когда их лишают цифрового устройства, начинаются ссоры. Хотя, то о чём говорю я – лишь одна из причин участившихся уходов детей.

Скелет без головы

- На что добровольцам приходилось наталкиваться, после того как неподготовленные люди оказывались в лесу?

- Среди пропавших в лесах в 2019 году были два дедушки. Один - в Багратионовском районе, а другой - в Зеленоградском районе, у Дунаевки. Того и другого мы нашли спустя три месяца после получения заявки. Первый оказался в 1,4 км от места, где находилась машина, в которой его оставил сын (у дедушки больные ноги). Сын пошёл с друзьями в лес, куда через некоторое время направился и отец. Шёл ливень. Мы искали, отклик был очень плохой. Нашли через три месяца, за непроходимым болотом. Как он попал туда с больными ногами, неизвестно. На земле - только скелет, без головы. Череп обнаружили в 2020 году. Позже мы узнали, что в тех местах видели волков. 

- Из-за чего умерли люди?

- У этого и второго пропавшего, скорее всего, случились сердечные приступы. Судя по разбросанным вещам, люди пытались раздеться на ходу. У нас статистика по погибшим в лесах маленькая. Хотелось бы, чтобы она такой и оставалась. Заблудившиеся люди умирают и в поле. В Черняховском районе мы нашли одного такого погибшего с помощью квадрокоптера. Человек умер в мелиоративной канаве под ЛЭП. Видимых травм не было, но мы заметили, что мужчина тоже терял одежду по пути. Если бы не муха, вылетевшая изо рта лежавшего, я бы подумала, что он живой.

- Как вы справляетесь со стрессом после очередной смерти?

- Самое страшное для меня сейчас - не труп, а увидеть и услышать реакцию родных погибшего. Трудно сообщать людям, что их близкого больше нет, но такую функцию в отряде взяла на себя я.

Екатерина Преснякова.jpg
Екатерина Преснякова

Кому нужны курсы первой помощи

- Какой поиск отложился в памяти у вас и ваших соратников сильнее всего?

- В июле 2020 года пропала бабушка, страдающая потерей памяти. К нам обратились на вторые сутки после её исчезновения. Накануне она сказала своей дочке, что хочет пойти в лес за грибами, в район военного городка, на улице Горького. На следующий день пропавшая не вышла на связь, хотя её мобильный телефон работал. Мы приехали в лес у форта № 4: грязь, ни одного грибочка, куда же она могла там пойти? У “Виктории” на улице Гайдара от старушек продающих грибы и ягоды я узнала, что пропавшая любит ходить в СНТ на Северной горе и в сторону платформы “Кутузово-Новое”. Мы открыли карту и поняли, что искать её - как иголку в стоге сена. Время уходило. Силовики не смогли запеленговать телефон. Мы продолжили поиски на следующий день. От жителей окрестностей военного городка узнали, что люди уходят за грибами за Большую Окружную, в сторону Петрово и Холмогоровки. Приехали на место, раздали оборудование, у все руки дрожат - третьи сутки поиска, дожди. Я разделила ребят на группы. Они разошлись в разных направлениях. Через 35 минут - сообщение по рации: “Бабушка найдена”. Связь обрывается. Жива или нет, непонятно. Выясняется, что нужна эвакуация. Вызываем скорую, бежим на место нашего импровизированного штаба. Мне диктуют координаты, я вбиваю их в навигатор и понимаю, что туда можно проехать. Бабушка лежит в кустах, возле неё корзинка и севший телефон. Человек мокрый, в критическом состоянии. Тело обмякло, нести трудно. Всё закончилось благополучно, но тот день стал отправной точкой для обучения оказанию первой помощи. 

- Во что это вылилось?

- Мы прошли курсы по программе, которую петербургские спасатели софинансировали по президентскому гранту. Весной должны продолжить обучение: в программе - первая помощь детям, психологическая помощь и спасение на воде. С нами занимаются аттестованные спасатели. Было бы очень хорошо, чтобы не только ПСО «Запад», но и воспитатели детсадов, учителя школ, да и обычные люди проходили такое обучение. На днях на улице в Московском районе Калининграда стало плохо пожилому мужчине, никто не смог оказать ему помощь, он умер. Недавно имел место аналогичный случай с маленьким ребёнком.

На курсах первой помощи.jpg
На курсах первой помощи

- Как понять, когда нужно обращаться за помощью в поисках человека?

- Детей и бабушек с дедушками, которые уходят впервые, мы ищем сразу после поступления заявки. Если это мужчина средних лет, мы советуемся с сотрудниками полиции. Если была ссора, человек ушёл на эмоциях, с ним пропала связь, нужно звонить сразу. Если кто-то собирается в лес один, то это уже плохая идея. Бывает, что люди стыдятся обращаться к спасателям и оттягивают время звонка. Стесняться здесь нечего. Чем раньше человек обратится, тем лучше.

Поиск на четырёх лапах и по телефону

- В отряде есть кинологи?

- У нас четыре человека с собаками, два из которых кинологи. Собак нужно постоянно тренировать, а методику работы групп с ними надо ещё оттачивать. Сами четвероногие подразделяются на трупных и следовых. Их способности используют в зависимости от срока, минувшего с исчезновения человека. Следовую собаку с кинологом нужно выпускать в район поиска в течение первых трёх часов после потери сигнала от пропавшего, пока не прошёл дождь, не поднялся ветер.

- В поиске задействованы только выезжающие на местность?

- Нет. Человек 15 могут заниматься рассылкой информации о пропавшем человеке по пабликам социальных сетей, ещё пятеро готовят экстренные ориентировки. Ещё есть группа коротких прозвонов: человек 10 связываются по телефону со всеми больницами региона. Остальные могут принять участие в поиске. Иной раз на местность прибывает 5, а иногда и 35 добровольцев.

- Кто учил как искать людей в городе, в полях, в лесу?

- В 2016 году руководитель поискового отряда «Мама Люда» Александр Носовский взял у людей из «Лизы Алерт» методические рекомендации и потом привнёс это в работу нашего отряда. Некоторые навыки мы почерпнули у аттестованных спасателей поискового отряда «Экстремум» из Санкт-Петербурга. Кстати, сейчас мы стали официальными партнёрами их проекта «Стрелки»: на лесных просеках планируется установка светоотражающих стрелок с указанием направлений, дистанций до ближайших посёлков и номеров телефонов спасателей и волонтёров. У нас будут точные координаты каждой стрелки. Финансирование «Стрелок» берёт на себя Калининградский добровольческий центр.

- Как вас воспринимают официальные спасатели?

- В 2019 году у наших добровольцев с отрядами МЧС возникало недопонимание. Официальные спасатели воспринимали нас как людей, действующих в лесу автономно от них. Им непонятно было, кто за нас отвечает. Тем более, что мы продолжали поиски ночью, когда спасатели уже сворачивались. Так в июле 2019-го мы остались в лесу на поиске дедушки после полуночи, когда специалисты из МЧС уехали до утра. Мы нашли человека в 5.45. Были и другие подобные случаи. До недавнего времени по ночам пропавших искали только добровольцы. Эффективность нашей работы росла. Мы стали всё чаще находить заблудившихся ещё до наступления утра.

По мере появления опыта нас стали приглашать в Управление МЧС России по Калининградской области. Мы поделились своими идеями, а нам рассказали, как поиск поставлен у них. С 2020-го мы работаем вместе. 14 августа у нас были совместные учения. Теперь в зоне поиска и мы стараемся прислушиваться к начальнику гарнизона, который приезжает туда. Если на отклик работают спасатели, мы молчим и наоборот. Нам официально разрешили работать на их радиочастотах.

«Рабы» на фермах и местный Робинзон

- «Русский Запад» писал о пропавшем в Черняховском районе, которого якобы держат в рабстве на ферме. Какова его судьба?

- Изначально он поехал в частный реабилитационный центр с религиозным уклоном, находящийся в Озёрском районе. Там живут и работают люди с пагубными привычками. Через два или три дня Сергей оттуда ушёл. Последнее место, где его видели - посёлок Свобода Черняховского района. Мы, как и полицейские, считаем, что пропавшего нужно искать. Родственники Сергея считают, что он вменяем. Они уверены, что его забрали в рабство. Мы сказали им, что с фермами не работаем – это задача сотрудников полиции. Родные Сергея отказались от наших услуг. Я знаю точно, что сотрудники уголовного розыска проверили все фермы в области. Сергея там нет, так же как и женщины, пропавшей через месяц после него. Мы – волонтёры, помогающие сотрудникам полиции и не всесильны, но нас обвиняют, что мы едва ли не покрываем фермы.

- На чём основана популярность версий о рабах на фермах?

- На том, что раньше действительно было такое. Теперь местные алкоголики уходят на фермы добровольно, так как должны денег, и это единственный способ отработать долг. Через два-три месяца рабочие возвращаются домой. В таких и в других случаях родные цепляются за версию с рабством, потому что в ней подразумевается, что их близкий жив и найдётся. Сейчас люди, родных которых не нашли, собираются объединиться в команду и искать по фермам.

- Стали чаще пропадать мужчины средних лет. При каких обстоятельствах их находят чаще всего?

- Они гуляют, отдыхают, не думая о родных. Необязательно они ходят к женщинам. Кто-то уходит в двухнедельный запой, не считая что кому-то что-то должны. Женщины такие тоже есть, к сожалению: «Нужно оторваться, погулять, жизнь проходит». Вот сегодня у нас появилась заявка о том, что пропала женщина, у которой дома остались два её ребёнка, трёх и 9 лет. Мы спросили, написано ли заявление в полицию. Выяснилось, что нет, а значит, она уже так уходила. Могла бы сделать пару звонков, о том, что с ней всё в порядке.

В 2019 году мужчина собирался в поход с большой компанией, собрал рюкзак, оставил его дома и исчез. Он должен был уехать в обед, но его не обнаружили дома с утра. Искали три недели и нашли. 

Вы не поверите: он ушёл в автономный поход «на выживание». За день до обнаружения, пропавшего видели на Куршской косе, заросшим, с бородой. Он дошёл туда из Калининграда пешком. Вернувшись домой, мужчина сказал, что ему нужно было побыть наедине с собой. Где только мы не побывали, пока пытались его найти…

Так как действуют добровольцы раньше не работали даже люди из МЧС.jpg

- Отряду помогают меценаты?

- В 2019 году сын человека, которого мы искали, подарил отряду дорогой квадрокоптер. Мы должны были радоваться, а у меня в глазах стояли слёзы, потому что мы ездили искать его отца три месяца. Нашли погибшим. Позже, благодаря пожертвованиям, у нас появился навигатор. Осенью туристический магазин подарил нам 10 комплектов спецодежды для старших поисковых групп, а агропромышленная компания – дополнительные аккумуляторные батареи для квадрокоптера, зарядник, держатель для планшета. Мы не хотим принимать денежную помощь, потому что мы НКО и сдаём отчётность в налоговую. К слову, из-за изменений в законах, вступивших в силу в этом году, придётся приобретать электронную подпись. Мы сами оплачиваем счёт нашего НКО, виртуальную АТС. Фискальные органы не принимают во внимание то, что мы некоммерческая организация и помогаем людям бескорыстно.

- Насколько вовлечены в добровольный поиск жители глубинки Калининградской области?

- Плохо, потому что там поиски ведутся не так часто, как в Калининграде. Нередко, побывав на одном выезде, люди остывают. В Калининград они не приедут. Хотя добровольцы есть и в области: два волонтёра из Немана, по несколько человек у нас в Советске, Гусеве и Черняховске. В Правдинске у нас были волонтёры в 2019 году, но потом там всё остыло. У ребят своя жизнь: кто-то женился, кто-то замуж вышел. Думаю, если понадобится помощь там, ребята с удовольствием нам помогут.   

Поисковая группа ПСО Запад с найденным человеком.jpg
Поисковая группа ПСО "Запад" с очередным найденным человеком

«Гроза» работает на отклик

- Как вы сами влились в добровольный поиск пропавших людей?

- В январе 2012 года в Гвардейске пропал мой бывший одноклассник. На его поиск собралось очень много людей, в числе которых оказалась и я. Искали мы его не один месяц, но к сожалению, в марте того же года Женя был найден погибшим.

- Как первый импульс переродился в отряд?

- По мере развития социальных сетей и sms-рассылок я стала замечать сообщения о пропаже людей: бабушку ищут, потом дедушку, а следом – ребёнка. Постепенно я стала принимать участие в поисках пропавших людей в составе действующего тогда отряда «Поиск пропавших детей SOS». Даже будучи беременной, выезжала на поиски. В январе 2019 года решила участвовать в поисковой деятельности систематически. Стала больше уделять времени работе информационного координатора. Я поняла, что волонтёры есть, а отряда нет. Начала проводить опросы, делать регулярные публикации в соцсетях, чаще выезжать на поиски, снимать происходящее там на видео. В отряд стало приходить всё больше людей. Летом того же года мы уже полноценно искали заблудившихся грибников в лесах. Я так плотно въехала в эту систему, что назад пути уже не было.

В 2020 году мы развили наше сотрудничество с МЧС и полицией. С нами делились и продолжают делиться опытом действующие поисковые отряды в России, а мы с удовольствием перенимаем их опыт. Теперь мы – официальная некоммерческая организация. За все годы в Калининградской области не было столько волонтёров, сколько сейчас. Судя по нашим анкетам, в поисково-спасательном отряде «Запад» 117 человек, из которых 49 самых активных.

Екатерина Преснякова 2.jpg
Екатерина Преснякова

- Кто вы в обычной жизни?

- Я - парикмахер с 12-летним стажем. Раньше работала в салоне, на постоянной основе. Потом отучилась на визажиста. У меня есть свой круг клиентов, но времени на работу всё меньше. Поиск отнимает всё больше времени. Мой муж – моряк. Он помогает нашему отряду. У меня есть дети, которые знают, что мама может уехать, спасать людей… В нашем отряде – масса семейных и представители почти всех профессий. В том числе, со специальными навыками. Иной раз везёт не им, а новичкам, которые находят пропавших с первого раза.

Лес глухая ночь и очередной найденный поисковиками человек.jpg
Лес, глухая ночь и очередной найденный добровольными поисковиками человек

- Почему во время поиска у вас позывной «Гроза»?

- Потому что бывают моменты, когда во время поиска мне приходится осекать других добровольцев, если мне задают слишком много вопросов. Со мной в такие моменты не пререкаются, потому знают, что мне нужно сосредоточиться. В позывных у нас есть все ненастья – «Гроза», «Гром», «Град», «Буря», «Ветер». В отряде есть даже поисковик с позывным «Амур». В обычной жизни наш Амур трудится модератором на сайте знакомств. Мы все разные, но нас объединяет поиск пропавших людей.

ПСО Запад на зимнем поиске в лесу.jpg

Как позвонить в ПСО «Запад»

508-038 (МТС) – горячая линия

520-444 (Мегафон) – для информации о пропавшем человеке


© ИА Русский Запад/ Пётр Старцев