Власти Гусева показали, чем он может конкурировать с Зеленоградском и пригласили «Русский Запад» на экскурсию по своему городу. Мы откликнулись на предложение сити-менеджера Александра Китаева и приехали проверить, заслуживает ли столица востока Калининградской области такого статуса.
Гусев начинается с автовокзала Калининграда, где нужно быть в 7.00. Автобус отходит в 7.10 и должен прибыть на конечную только в 9.45. Даже в будние дни пассажиры занимают в салоне почти все места. По пути оказывается, что в столицу востока едет не более половины, остальным нужно в Черняховск и окрестные Междуречье, Трёхдворку и Заовражное. В Гусев въезжаем мимо фабрики комбикормов братьев Долговых. За окнами проносятся виды на большие стальные цилиндры, зернотоки и панельные дома – город с имперским размахом явно должен выглядеть не так.
Настоящие достопримечательности Гусева бросаются в глаза уже на вокзале - раритетный паровоз и старинные водонапорные башни. Башни стоят почти вплотную друг к другу, чего в других городах региона не увидеть. Одну из них возвели в 1890, а другую – в 1907-м. Воду в них закачивали из реки Красной, а следом распределяли по трубам, шедшим к домам. Исполины успели поработать едва ли полвека. К 1940-м водопровод Гумбиннена модернизировали. Башни-сёстры из парового века остались не у дел. В наше время их наградили статусом объектов культурного наследия, оставили украшением вокзала и регулярно чистят. Туристу стоит вернуться сюда перед отъездом: на закатном солнце терракотовые матроны эффектно сверкают крутыми боками - отличное время и место для селфи.
На пассажирской платформе у паровоза гусевские подростки пытаются выучить на гитаре песню «Фантом» группы «Чиж & Cо». Аккорды со словами о подбитом истребителе приходится повторять вновь и вновь, но не клеится. Старания музыкантов выносят только сонные голуби и чёрный паровоз, застывший между городом и рельсами. Точно такой же привёз сюда первых советских переселенцев 23 августа 1946 года. Потом было ещё много паровозов, но тот первый стал историческим. Шумное послевоенное заселение Калининградской области началось именно отсюда. Сегодня здесь тихо. На привокзальной площади покоится огромный валун, напоминающий о цене гумбинненской тишины – памятник советским воинам, погибшим при штурме города в январе 1945 года.
В 100 метрах от вокзала, среди панельных домов и заброшенных корпусов завода «Прожектор» сохранился маленький храм со стенами лимонного цвета - Зальцбургская кирха 1840 года постройки. История действующей церкви Гусевской Евангелическо-Лютеранской общины восходит к предшественнице нынешнего здания, выстроенной в 1752 году.
Зальцбургская, потому что её приход основан религиозными беженцами из одноимённого австрийского города, населившими Гумбиннен в 18-м веке. Их трудное и опасное пешее путешествие из Австрии в Пруссию символизирует кряжистый посох, вывешенный на алтарной стене как святыня. Свет пробивается через витраж с изображением пилигримов. Ниже виднеется надпись, которую можно перевести с немецкого как цитату из Нового Завета: «На сём камне Я создам Церковь Мою».
Сейчас прихожан культового сооружения на улице Менделеева, 13б мало. Пастор Алексей Чижов спокойно объясняет это отпусками. Он знает, что через несколько дней ситуация изменится, а на праздники верующие заполнят не только основные места, но и балконы. Так было в прошлом году, так будет и теперь. Как 300 лет назад, в 21-м веке людям нужна твёрдая опора. Здесь помогают не только словом, но и делом – приход участвует в жизни тяжело больных местных жителей. - Обыкновенное чудо в лимонной церкви.
В центр Гусева ведёт улица Победы. Взгляд невольно останавливается на первых достопримечательностях: красный дом с белой лепниной по ул. Победы, 20, черепичная арка между подъездами №21 и 23, украшенный фреской «Gumbinnen» торец здания на ул. Железнодорожной, 8.
Тут не делят историю на свою и чужую. Через дорогу от росписи стоит памятник основателю литовской национальной литературы Кристионасу Донелайтису, родившемуся в паре километров от Гумбиннена. Далее – скульптура лося работы немецкого скульптора Людвига Фордермайера. Местные интеллектуалы гордятся тем, что создатель нынешнего символа города являлся учеником основателя импрессионизма Эдуарда Мане.
Увлечённый красивым зданием или башенкой гость рискует свернуть с улицы Победы и внезапно попасть в другую часть города. После вежливого обращения гусевцы охотно подскажут дорогу. Как и в других маленьких городках Калининградской области, здесь принято объяснять путь детально, с подробностями.
Ориентироваться можно и по схемам, установленным у знаковых мест. Ищите указатель «вы здесь», сопоставляйте его с названиями ближайших улиц и двигайтесь к очередной достопримечательности. Гусевские музейщики, совместно с историками и краеведами разработали маршруты для 7 таких прогулок. На картах под открытым небом они показаны разными цветами радуги, от фиолетового до алого.
Навигация впервые появилась тут к годовщине начала Первой мировой войны. С тех пор схемы первого поколения выцвели. Их заменили на новые. Заблудиться в Гусеве очень трудно.
По мере продвижения к набережной, ведущая от вокзала к площади улица приобретает имперский размах. Своего апогея задумки архитекторов старины и недавнего прошлого достигают у Королевского моста. С него открывается панорама площади со зданием бывшего управления правительственного округа Гумбиннен и Храмом-памятником Всех Святых. На высоте 16 метров над плацем сверкает золотой «Ангел-Хранитель». Изваяние установлено на четырёхгранной стеле. Автор скульптуры – Народный художник России Пётр Стронский.
«У него целая серия ангелов-хранителей, которых устанавливают в разных городах мира, - говорит директор Гусевского историко-краеведческого музея им. А. М. Иванова. – Наш больше всего похож на каннского».
С высоты доносится странный звук. Его источником оказывается развевающийся на ветру огромный российский флаг. Пространство между скульптурой и триколором официально называют «Комплексом «Русская победа спасла Париж». Он посвящён солдатам и офицерам, участвовавшим в Гумбинненском сражении 1914 года.
Храм Всех Святых стилизован под объекты церковной архитектуры Москвы и Ярославля. Белые стены пестрят изразцами со сказочными птицами, над узкими окошками в обрамлении маленьких итальянских колонн вздымаются «кокошники». На фоне неба сверкают купола. Иконостас выполнен столичными мастерами, которые трудятся и сейчас. Местные жители уверяют, что работу иконописцев оплачивает бывший губернатор Калининградской области, уроженец Гусевского района Николай Цуканов.
Цуканову, кстати, принадлежало здание управления правительственного округа Гумбиннен. Николай Николаевич привёл строение в порядок. В 2021 году он даже выставлял его на продажу за 680 миллионов рублей. Объявление висело на Avito, но теперь снято с сайта.
Самого Цуканова в окнах, к сожалению, не видно. На первом этаже бывшего правительства сегодня работают два фастфуда и одна аптека. Можно поесть и подлечиться.
Местные жители советуют обедать не здесь, а в заведениях за рекой, на улицах Зои Космодемьянской и Победы, где здоровая кухня и нормальные туалеты («ключ – только для посетителей»). Не увлекайтесь мясным! Чек за солянку, сковороду пельменей и кофе достигает 900 рублей. Кстати, о кофе. В Гусеве научились делать настоящий латте макиато не хуже, чем в заведениях морского побережья Калининградской области.
Ещё одно новшество, которого не ожидаешь в районном центре – заказ через QR-код. Стоит навести телефон на клетчатый квадратик, появится сайт с наименованиями и фото яств, которые следует «переложить в корзину». Скорее, чем вы закажете обед так, вам принесут обычное меню, так что воспользоваться инновацией не получится.
Силуэт бывшей столицы административного округа Гумбиннен дополняют пики неоготического Народного банка. Пока самые известные жильцы здания на улице Толстого, 2 – семья аистов. Важные птицы заняли трубу объекта культурного наследия и покидать насиженное место не собираются. Их никто и не гонит. Часть фасада перекрыта лесами.
«Здание принадлежит Русской Православной церкви, внутри идут восстановительные работы», - комментирует директор гусевского музея. По словам Натальи Ситниковой, настоятель Храма всех Святых отец Георгий Матвеев организовал там жильё для попавших в трудные ситуации семей. Общежитием 120-летнее здание уже служило в 1950-х, когда здесь получили кров первые рабочие Гусевского завода светотехнической арматуры «Прожектор», более известного как СТА. Теперь история здания делает спираль, возвращая этим окнам и стенам прежнюю миссию.
Площадь и Народный банк остаются за спиной. Идём проспект Ленина, 29, где нынешним летом в старой достопримечательности появилась новая: в доходном доме разместилась дизайн-резиденция Gumbinnen. За ней стоит экосистема московского креативного кластера «Флакон».
Здесь прошла выставка картин Дарьи Хвалей, сейчас экспонируют фотографии Галины Пелепенко. Под одной крышей живут и взаимодействуют событийная площадка, кофейня и маркет локальных брендов. На разных этажах монтируют апартаменты и мастерские.
В бывшем доходном доме создают условия для проживания и творчества дизайнеров, живописцев и гончаров. Нынешней осенью дизайн-резиденция Gumbinnen при поддержке местной администрации планирует провести ярмарку на главной площади Гусева.
Возвращаемся на центральную магистраль города, улицу Победы перетекающую в Московскую. Главная достопримечательность тут – Гусевский историко-краеведческий музей им. А. М. Иванова. Именно его, а не вокзал, считают отправной точкой любых прогулок по городу. Неслучайно, директор этого учреждения Наталья Ситникова возглавила редакционную группу исторического путеводителя «Gumbinnen – Гусев. Прогулки по городу Гу…». С этой книгой столицу востока Калининградской области можно исследовать, почти не глядя на карту и в интернет. В издании использована не публиковавшаяся ранее информация цифрового архива довоенных жителей города. Многие из них после войны и депортации осели в Билефельде (Северный Рейн-Вестфалия, Германия). Оттуда цифровой архив и попал в Гусев. Отсканированные фото и документы служат ценнейшим источником для новых исследований, так что гусевский путеводитель выдержит ещё не одну редакцию.
До того, как на нынешней Московской, 36 появился музей, там работали офицерское казино 8-го уланского полка немецкой армии (во времена кайзера), полиция (в 1920-х), финансовое управление (до 1945 года), детский дом и школа-интернат (в советское и пост-советское время). Теперь здесь - флагманское учреждение по сохранению истории и культуры города, куда приходят далеко не только местные. Посетителей у входа встречает рыжий кот. В музейном саду так тихо, что от калитки слышно, как мерно падают с немецких деревьев спелые яблоки.
Гусевский музей постепенно расширяется. Вслед за первым корпусом появился второй. К лужайкам у окопов и блиндажа недавно привезли бронеколпак, а ещё тут подхватили калининградскую традицию ночных кинопоказов под открытым небом.
Во втором корпусе экспоцентра действует живая выставка – квартира советского времени, а в планах – большая экспозиция об участниках Первой мировой войны (проект готов и ждёт финансирования). Здесь же музейщики приютили целых два клуба исторической реконструкции - «Шурави» и «Ватага». Первые оживляют историю войны в Афганистане (1979-1989), вторые занимаются эпохой викингов. В этом и в главном зданиях можно провести полдня. Если взять в музее экскурсию, то впечатлений хватит до заката, ведь отсюда гиды водят гостей во все уголки города. Достопримечательности расположены компактно.
В нескольких минутах ходьбы от музея за берёзами и дубами прячется башенка со шпилем. Она венчает старинный охотничий клуб, в котором более 70 лет работает Гусевский Дом офицеров. С фасада на гостей смотрят скульптурные фигуры оленей. В фойе каждый входящий попадает в отражение зеркал в немецких рамах. Рамы - от пола до потолка. Такие же раритеты служат службу в других помещениях здания, известного исстари как Дом стрелка.
Дом стрелка – идеальный трофей советской армии. Его сохранили почти полностью, от латунных дверных ручек, до модернового интерьера главного зала. В святая святых – генеральском зале – несёт службу немецкая мебель довоенных времён. Здание возведено в 1912 году и есть вероятность, что некоторые элементы его интерьера восходят к той же эпохе.
Даже в Калининграде строений такой степени сохранности изнутри и снаружи почти не осталось. Работники Гусевского Дома офицеров с тревогой ждут большого ремонта, затеянного военными и правительством региона. Обновление нужно, с этим здесь не спорят. Опасаются, что во время работ «уплывёт» драгоценная начинка: венецианское остекление дверей, старинные замки и дубовый паркет, который помнит поступь генералов-победителей. Охотничья резиденция с башенкой-шлемом хранит немало тайн.
«В 1945 и до 1947 года здесь действовал центр сбора трофеев, - рассказывает заведующая библиотекой Гусевского Дома офицеров Раиса Маркевич. – Позже – дом офицеров. На нашей сцене выступали все советские звёзды, от Клавдии Шульженко*, Махмуда Эсамбаева** до Иосифа Кобзона. Наши земляки, гусевцы Олег Газманов и Владимир Вдовиченков, тоже сюда приходили. Вдовиченков вошёл в наш зал и воскликнул: «Вот здесь я и зажигал в свои юношеские годы!».
Дом офицеров неотделим от современной истории остального города, молодого и старого одновременно. У слияния рек и на перекрёстке дорог собрано немало историй, со времён Наполеона Бонапарта и до миллионного жителя Калининградской области (уникальный ребёнок 2018 года рождения тоже отсюда). Выслушать всё за один день невозможно и очень хочется приехать ещё раз, чтобы наверстать упущенное.
К 19.00 замирает шумный Гусевский рынок у автостанции. Закрываются кафе, все расходятся по домам. Через 20 минут последний автобус увезёт отсюда и нас. Далеко в Калининграде солнце уже катится за портовые краны, чтобы утром взойти над черепичными крышами Гусева, городка, куда нельзя не вернуться вновь.
Дорога из Калининграда и обратно на автобусе: 660 рублей (по 330 руб. в одну сторону)
Билет в музей: 150 рублей
Обед (три блюда) в кафе в центре: 920 рублей
Дёнер у вокзала: 170 рублей
Негазированная вода (0,5): 79 рублей
Итого: 1979 рублей
* Клавдия Шульженко (1906 - 1984), певица, ставшая суперзвездой после песен «Утомлённое солнце», «Синий платочек» и «Давай закурим».
** Махмуд Эсамбаев (1924 - 2000), советский артист балета, создатель первой советской хореографической программы «Танцы народов мира».
© ИА Русский Запад/пс