Более полутора веков назад произнес эти слова великий русский писатель, и сейчас, в XXI веке, они актуальны как никогда ранее.
Федор Михайлович, по его же собственному признанию, был полностью за славян, любил их всей душой, но защищать при известном раскладе не стал бы: "Не будет у России и никогда еще не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!"
Ни отнять, ни прибавить. Очень напоминает события последних месяцев в одной известной всем бывшей союзной республике.
Достоевский призывает ни просить благодарности у освобожденных славянских народов, а лишь принять то, что есть, что уже случилось.
"Начнут же они по освобождении свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают".
Практически дословно описывает великий мастер слова происходящие сегодня события. Он не был пророком, лишь мыслителем и знатоком человеческих душ, особенно русского (славянского) народа и, видно, уже тогда, в XIX веке, предполагал развитие событий подобным образом: "…начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же…"
Но освобожденные славяне не только не признают помощи России, не только не поблагодарят, не скажут доброе слово. Нет, вовсе нет – они еще и обвинять Россию станут, мол, зачем вмешалась, куда лезет, мы и сами можем все решить. Речь уже даже не идет о благодарности, было бы элементарное уважение...
"…когда освободим, и они кое-как устроятся, — признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что ни будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощью Европы… Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России".
© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад