Первая половина последнего весеннего месяца традиционно считается “мертвым сезоном” в информационном плане. Многие официальные лица уезжают в запланированный отпуск еще в конце апреля и возвращаются лишь для того, чтобы появиться на традиционном Параде Победы. Однако в этом году май в Калининградской области прошел под знаком сначала подготовки, а затем и осознания результатов визита премьер-министра Дмитрия Медведева в регион. О его итогах и других значительных историях первой половины месяцы - в семнадцатом в этом году выпуске традиционной рубрики.
Этот визит был ожидаемым и запланированным. Еще в апреле на совещании в Москве по будущим перспективам энергетической безопасности региона председатель Правительства Российской Федерации обозначил свое намерение лично посетить Калининградскую область. Ключевой темой всех встреч и совещаний с участием министров экономического блока российского правительства, конечно же, стали перспективы Особой экономической зоны в регионе после апреля 2016 года, когда прекратят свое действие таможенные льготы.
В ходе открытой части совещания Дмитрий Медведев начал, пожалуй, с ключевого: после присоединения Крыма режим максимальной благоприятности федерального центра к своему западному анклаву не должен претерпеть
никаких изменений. “Всегда все, кто наблюдает за государственным курсом, государственной политикой, внимательно следят за тем, что является государственным приоритетом, что будет с такими проектами, как Дальний Восток и Калининград, в условиях присоединения Крыма. Хотелось бы, чтобы все, кто работает в Калининградской области, услышали от меня: у нас нет изменений в приоритетах, и, вне всяких сомнений, одним из приоритетов развития страны остается развитие Калининградской области. Даже при понимании появления новых задач”, - сказал премьер-министр.
Ключевым стало выступление министра экономического развития Правительства РФ Алексея Улюкаева. Так, ухудшение экономической ситуации в регионе после отмены таможенных льгот предлагается
предотвратить субсидированием. По словам министра, данная мера ни в коей мере не противоречит нормам Всемирной торговой организации, из-за которых и не получается сохранить сами льготы. По предварительным подсчетам, компенсации за потерю таможенных льгот лягут нагрузкой на федеральный бюджет в размере 40-60 млрд. рублей ежегодно.
Обобщенные пожелания калининградского бизнеса представил губернатор Николай Цуканов. На совещании с членами правительства он попросил предоставить льготы по отчислениям в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования для резидентов так называемых локальных калининградских зон, – были названы индустриальные парки в Храброво и Черняховске, а также туристско-рекреационная зона в поселке Куликово. В качестве источника выпадающих доходов глава региона обозначил налог на добавленную стоимость, который будет уплачиваться с товаров, произведенных на территории региона. Среди других значимых предложений калининградского губернатора - снижение порога инвестиций для получения статуса резидента ОЭЗ в Калининградской области
со 150 до 50 млн. рублей, применение механизма зачета средств, вложенных в инфраструктуру, в качестве налогов, выравнивание тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и газ с остальной территорией России и другие.
По итогам совещания премьер-министр Дмитрий Медведев дал несколько поручений по подготовке необходимых документов для совершенствования поддержки калининградского бизнеса.
В ходе визита Дмитрия Медведева выявилась еще одна проблема для калининградского бизнеса, на этот раз обусловленная текущими геополитическими взаимоотношениями на межгосударственном уровне. Свое посещение самого западного региона РФ председатель российского правительства начал с “флагмана” региональной промышленности – автосборочного предприятия “Автотор”. Во время посещения предприятия председатель совета директоров автомобильного холдинга Владимир Щербаков рассказал Дмитрию Медведеву о том, что власти Канады требуют от одного из крупнейших в мире производителей автокомпонентов - канадско-австрийской компании Magna - разорвать контракт с “Автотором”.
Премьер-министр в свойственной манере дал понять, что с не желающими сотрудничать партнерами нужно расставаться без сожаления. “Нам надо посмотреть и какое-нибудь письмо тоже отправить”, - дал поручение Дмитрий Медведев министру промышленности и торговли Правительства РФ Денису Мантурову.
Напомним, Magna является партнером “Автотора” в рамках проекта создания автомобильного кластера в Калининградской области. Важность канадско-австрийского партнера обусловлена тем, что у калининградского автосборочного холдинга нет соглашения о режиме промышленной сборки, позволяющего ввозить беспошлинно компоненты в обмен на повышение локализации собираемых машин. В 2012 году “Автотор” купил у Magna 60% одной из российских дочек компании, у которой было соответствующее соглашение.
Впрочем, не исключено, что громкие заявления Владимира Щербакова были специально приурочены к визиту Дмитрия Медведева. Уже на следующий день президент “Автотор-Холдинга” Валерий Драганов заявил федеральной прессе, что австрийское подразделение Magna убедило руководство своей страны в том, что разрыв контракта о совместном производстве обернется для компании убытками на
сотни миллионов евро.
В межпраздничный период в Калининградской области с особым напряжением ждали специального совещания у главы государства Владимира Путина, на котором подводились итоги реализации так называемых майских указов президента в сфере социальной политики. В самом западном регионе в указанной сфере дела обстоят не катастрофически плохо, но и не идеально хорошо. До сих пор идет речь о повышении заработной платы бюджетникам, строительстве детских садов, предоставлении многодетным семьям земельных участков.
Однако в итоге Калининградская область не осталась без упоминания в негативном ключе. На заседании комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ президент поднял проблему охвата населения страны государственными и муниципальными услугами многофункциональных центров в формате “одного окна“. Оказалось, что в регионе доступ к таким услугам имеют всего 1,5% населения, и этот показатель является чуть ли не худшим по стране.
В региональном правительстве на критику первого лица государства отреагировали совещанием, на котором ответственность за создание многофункциональных центров в самые короткие сроки возложили на руководителей администраций муниципальных образований. Службы “одного окна“ до конца 2015 года должны появиться в Калининграде, Гвардейске, Советске и Гусеве, сейчас функционирует лишь центр в Гурьевске. Что касается финансирования, то здесь областной бюджет обещал поддержать дефицитные муниципалитеты.
C 15 мая вновь начала действовать программа субсидирования перевозок между Калининградом и двумя столицами — Москвой и Санкт-Петербургом. В “высокий сезон“ программа является, по сути, единственной возможностью для калининградцев отправиться в большую Россию по адекватной стоимости перелета: 3800 рублей для Москвы и 3500 рублей для Санкт-Петербурга в одну сторону. С прошлого года появилась возможность приобретать субсидированные билеты в Калининград и у жителей других российских регионов. Наконец, важное достижение программы в этом году — возможность покупки билетов посредством интернета.
В контексте вхождения Крыма в состав Российской Федерации российские власти задумались о прямом авиасообщении между двумя особыми территориями. Но запустить авиарейс Калининград — Симферополь не представляется возможным из-за позиции контролирующих литовских органов авиаконтроля: Европейский союз, как известно, не признал присоединения к России новых территорий, после чего была предложена схема, по которой перелет осуществляется с пересадкой в российской столице, а единая цена на такой маршрут составляет 4500 рублей. Но пока говорить о перспективах путешествий в Крым преждевременно, — ни одна из российских авиакомпаний не заявила соответствующего интереса. Впрочем, можно ожидать, что при крайней необходимости соответствующее предложение поступит сверху, поскольку 26 млн. федеральных рублей уже зарезервированы.
Этой суммы должно хватить на перевозку 9 тыс. человек.
Неминуемо Калининград ощущает приближение Чемпионата мира по футболу, намеченного на 2018 год. Так, жители набережной Генерала Карбышева уже испытывают неудобства из-за того, что рядом с их домами регулярно курсируют грузовые автомобили, заполненные песком. Обещанный властями и компанией-подрядчиком понтонный мост пока функционирует не в полном режиме. Глава Калининграда Александр Ярошук в своем публичном выступлении призвал жителей потерпеть, пояснив, что другого способа доставлять основу будущей спортивной арены на территорию строительства на сегодняшний день не существует.
Тем временем другой высокопоставленный чиновник - Александр Башин, в прошлом - главный архитектор Калининграда и курортного Светлогорска, а ныне - руководитель правительственного агентства по градостроению, сделал публичное заявление о строительстве на осваиваемой территории, в непосредственной близости от арены, жилых массивов. Выгода здесь понятна и объяснима с учетом того, что свободного места в центральных кварталах Калининграда под жилую застройку совсем не осталось. Но не было бы правильным пустить эти территории под цели, связанные с развитием туристической инфраструктуры, на которую так надеются региональные власти?
Кроме того, до сих пор является нерешенным вопрос о завершении строительства ключевого транспортного объекта — второй эстакады. Несмотря на то, что калининградцы вот уже несколько лет вовсю пользуются объектом, на нем до сих пор не хватает положенного второго слоя асфальта. Помимо этого, предполагается строительство съездов на остров Октябрьский, так чтобы можно было добраться до месторасположения будущей арены. На все это потребуется не менее 1 млрд. рублей, которые негде больше взять, кроме как в
федеральном бюджете.
Впрочем, пока ясности с выделением средств нет, и вопрос с эстакадой считается зависшим, что не может не настораживать, учитывая то, что за уже выполненные работы подрядчик — федеральная компания “УСК Мост“ - желает получить с городских властей долг в объеме 750 млн. рублей. При этом калининградские власти собрались проектировать и строить еще одну эстакаду — Восточную, которая по замыслу должна пройти через значительную часть городских улиц. Вот только конкурс на проектирование выиграла впоследствии заявившая о собственном банкротстве известная компания “Мостовик“ из Омска...
© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада