"Сохраняя культурные мосты между людьми"

04.08.2014 12:00
   


Директор Немецко-Русского дома в Калининграде Андрей Портнягин и руководитель регионального общества немецкой культуры и российских немцев "Айнтрахт" Виктор Гофман рассказали Русскому Западу о том, как не превратить пятую графу паспорта в "пятую колонну" и как помочь нуждающимся согражданам. 

СОХРАНИТЬ ЯЗЫК ДЕДОВ 

- Что нового сделано Немецко-Русским домом в текущем году? 

Виктор Гофман: 
- Главное наше достижение 2014 года – это сохранение традиционных программ, которые могли быть ликвидированы из-за недостатка средств. Скорее всего, это связано с хорошими партнерскими отношениями с властями Калининградской области и общественными организациями российских немцев в столице региона. Они слышат нас и понимают. Мы сохраняем мосты между различными культурами и нациями, представленными в российском эксклаве. 

- Для чего нужны курсы немецкого языка в вашем учреждении? 

Андрей Портнягин: 
- Наши курсы, а правильнее – кружки, имеют целевое финансирование. Они предназначены только для поддержания знаний и сохранения немецкого языка как родного в среде российских немцев. Сейчас мы по окончании занятий не даем никаких сертификатов. Но к нам, чтобы сохранить свою родную речь, уже приходят поколениями: бабушки приводят своих внуков. Это о многом говорит. 

Виктор Гофман: 
- Существенное отличие наших мероприятий от курсов Института Гете в том, что они бесплатные. 

- В каких направлениях, кроме языкового, работает ваше учреждение? 

Андрей Портнягин: 
- Мы занимаемся этнокультурной и молодежной работой. К примеру, с нашим участием в Калининградской области проходит празднование Пасхи и Рождества. Мы проводим карнавал и праздник урожая, а еще методически помогаем российским немцам по их инициативам.  

Виктор Гофман: 
- Причем не только здесь, в Калининграде. В Калининградской области действуют 9 пунктов встреч российских немцев. Для этого мы арендуем помещения в домах культуры или в музыкальных школах. Такие центры действуют в Черняховске, Гусеве, Правдинске, Нестерове, Железнодорожном, Ясной Поляне, Чистых Прудах, в Бабушкино. 

Андрей Портнягин: 
- Нами предусмотрены такие встречи и в Балтийске. Но на данном этапе пока они проводятся. Подобные мероприятия зависят от двух факторов - от миграционного и от человеческого. Человеческий наиболее значим. Если в каком-то районе Калининградской области есть заинтересованная личность в среде российских немцев, общественная работа там идет активно. 

Гофман и спортсмены.jpg

На фото: Виктор Гофман на встрече "Футбол и выдающиеся российские немцы" в Немецко-Русском доме (Калининград, май 2014 года)

- Чем вы вовлекаете молодых русских немцев в их корневую культуру? 

Андрей Портнягин: 
- Помогаем в организации их клубов, различных международных обменов. У нас действует многолетнее молодежное партнерство с Дрезденом, Берлином, Бонном, с землей Шлезвиг-Гольштейн. 

РУКА ПОМОЩИ В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ И ФРГ 

- Какую социальную работу сейчас ведет ваша организация? 

Андрей Портнягин: 
- Мы помогаем различным незащищенным категориям российских немцев, от детей с ограниченными физическими возможностями и до многодетных семей. Ежегодно к Рождеству мы формируем и развозим по Калининградской области более 200 социальных пакетов, по 15-20 кг продуктов и продовольствия первой необходимости: крупы, макароны, консервы, бытовая химия и другое. В такой работе активно участвует наш молодежный клуб. 

Виктор Гофман: 
- Примерно 70% таких людей - российские немцы, а остальные – других национальностей. Мы даже можем работать "50 на 50". Когда помогаешь семье наших немцев, а их соседи – в таком же положении, это невозможно проигнорировать. В сильные морозы прошлой зимы мы добавляли к продовольственным пакетам дрова и уголь мешками. Все это мы передаем как рождественские подарки, с открытками и штолленом (традиционная немецкая рождественская выпечка – прим. Русского Запада). 

- Делается ли еще что-то, кроме гуманитарной помощи? 

Андрей Портнягин: 
Ежегодно мы помогаем отдыхать и лечиться в санатории "Янтарный берег" 40 ветеранам трудовой армии (репрессированные в войну русские немцы, работавшие на рудниках, лесозаготовках и в строительстве – прим. Русского Запада). Оздоровительный курс для ветеранов предусмотрен на 10 дней. Мы понимаем, что ветеранов трудармии в Калининградской области гораздо больше. Только по нашим спискам нуждающихся их число доходило до 100 человек. Фамилии и имена приходят со всей Калининградской области. Общественные организации российских немцев определяют тех, кому помощь нужна в первую очередь. В ее предоставлении помогают не только санаторий и государственные структуры, но и общественные объединения. 

Виктор Гофман: 
- Характерный пример – Landsmannschaft Ostpreußen (землячество Восточной Пруссии – прим. Русского Запада). Через общественное объединение российских немцев и общество Ostpreußenhilfe e.V. они 25 лет подряд привозили в Калининградскую область продукты. Четко, по конкретным адресам. Мы тоже помогаем адресно. 

- Чем закреплена такая работа на государственном уровне? 

Андрей Портнягин: 
- Поддержка российских немцев началась с 1990-х гг. С тех пор действует Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев. Она работает на основе "Протокола о сотрудничестве между правительствами РФ и ФРГ с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев". Он подписан 10 июля 1992 года. Гарантом исполнения протокола с немецкой стороны является, как ни странно, Министерство внутренних дел ФРГ. По Конституции этого государства именно МВД отвечает за помощь немецкому меньшинству за границей. С российской стороны финансирование такой поддержки осуществляет Министерство регионального развития РФ. Поэтому многие программы, о которых мы сказали, идут по линии упомянутой межправительственной комиссии. В рамках этой работы Немецко-Русский дом в Калининграде подает заявки, получает гранты и целевое финансирование. За это нужно отчитываться. Именно поэтому 70% участников определенных наших программ должны быть российскими немцами. 

Виктор Гофман: 
- Хочется подчеркнуть, что содержание Немецко-Русского дома и его этнические программы финансируются правительством ФРГ. 

ПО-РУССКИ ОТКРЫТЫЙ ДОМ 

- Чем обусловлено такое внимание к данной категории людей? 

Виктор Гофман: 
- Самой историей. В начале 1990-х, сразу после развала СССР, на его бывшей территории проживало около 5 млн. российских немцев. С 1941 года они были раскиданы не только по Сибири, но по республикам Средней Азии. В последней полыхнули беспорядки. Попутно возник и "немецкий вопрос". В 1992 году межправительственная российско-германская комиссия поставила вопрос о реабилитации этой национальности в нашей стране, о восстановлении государственности. Тогда многие заговорили о возможном возрождении республики поволжских немцев. Позже вопрос поостыл. Тем временем Германия решала свои демографические проблемы. В итоге ФРГ распахнула свои границы для соотечественников, живших за рубежом. 

За последующие 20 лет из России выехало почти 3 млн. российских немцев. То есть несколько бывших государств СССР лишились определенной части трудоспособного и интеллектуально развитого населения. В одном только Казахстане до 1991 года жило и работало более 1,5 млн. немцев, а сегодня - 180 тысяч. Неудивительно, что это государство объявило о готовности принять немцев назад.  

- Как обстоят дела с учетом российских немцев в нашей стране? 

Виктор Гофман: 
- Результат предпоследней переписи населения в России - 650 тыс. жителей страны этой национальности, а последней – около 300 тыс. чел. По итогам переписи населения 2002 года в Калининградской области выявлено 8 тысяч 300 российских немцев, а по итогам 2010 года – 6 тыс. 800 чел. Эти данные абсолютно некорректны. Да, нас немного, но все же число немцев прибавляется. Куда делось более тысячи человек? Организации российских немцев ведут постоянный самостоятельный учет на федеральном и на областном уровнях. Просто иметь статистику, которая превышает 400 тысяч человек, государству невыгодно. 

- Почему? 

Виктор Гофман: 
- Якобы таково законодательство России. Компетентные лица меня уверяли, что вопрос о территориальной автономии национального меньшинства для 300 тысяч граждан может вообще не подниматься. Я такого положения в российском законодательстве не нашел. 

- Почему российские немцы до сих пор выделяют себя в отдельную группу жителей нашего государства? 

Виктор Гофман: 
- Только официальной истории немцев в России уже 252 года. Их положение в стране закреплено "вызывным" манифестом Екатерины II (от 4 декабря 1762 – прим. Русского Запада). Эта бумага послужила сигналом для начала переселения немцев в Россию. Но фактически общины немцев постоянно жили в нашей стране еще c XVI века, когда правил Иван Грозный. Но учитывая историю Советского Союза, а особенно Калининградской области, эта тема долгое время оставалась нежелательной. Перепись населения 1969 года в этом регионе дала всего около 500 немцев. Такие данные я помню с момента своего переезда сюда в 1980 году. 

- Российские немцы Калининградской области встречали проблемы из-за пятой графы в паспорте? 

Виктор Гофман: 
- В советские времена любая моя здесь попытка поднять тему своей национальности наталкивалась на предостережения. В восприятии советских чиновников пятая графа в моем советском паспорте превращалась в "пятую колонну", притом что к тому времени я, выросший в Казахстане и выучившийся в Ленинграде, уже доказал своему окружению, что немец в России чего-то стоит. Мы – неотъемлемая часть нашего многонационального народа. За 22 года работы в Калининграде Немецко-Русский дом тоже доказал, что мы не просто представляем немцев на этой земле. Это учреждение уже много лет организует многонациональный диалог. Когда-то под нашей крышей начинали многие национально-культурные автономии. К примеру, армянская. 

Андрей Портнягин: 
- Чему-то они у нас даже научились. Их руководитель как-то назвал наш дом немецко-русско-армянским. Очень часто и много лет в районах Калининградской области мы совместно проводим праздники урожая. Мы остаемся открытыми и для сотрудничества с другими автономиями и учреждениями. Такова суть нашей работы – сохранять культурные мосты между людьми. 

На фото: Дети российских немцев на Дне России в Калининграде 

дети русских немцев на Дне России в Калининграде.jpg