Калининград не останется без сыра
Экс-заместитель руководителя калининградского "Лукойла" Джаттай Тасалиев – личность нетипичная. Пару лет назад, закончив свою "нефтяную" карьеру, Джаттай Магомедович решил заняться фермерским хозяйством. Конкретно - разведением коров симментальской породы, знаменитой своими надоями. В дело (покупка 200 га земли, 140 телок, техники и оборудования) он вложил порядка 60 млн. своих рублей и еще 21 млн. руб. получил в качестве государственной помощи. Закупил 140 дойных коров, 80 из них дают по 1100 литров молока в день. Еще порядка 60 коров сейчас стельные. В перспективе после отела все стадо будет давать около 2000 литров в день.
В России все через… Европу
На ферме работает единственная в области немецкая роботизированная система дойки коров. Подобная система не только способна во многом заменить ручной труд, но и может даже определять и отслеживать физическое здоровье буренки. Но и тут, как говорится, не без проблем.
"Система-то уникальная, - сетует фермер. - Да только у нас до сих пор в области для нее сервиса нет. При любой поломке приходится вызывать мастера из Польши. Сами понимаете, это небыстрый процесс, а корову нужно доить регулярно. Вот и приходится делать это по старинке".
Сегодня это молочное хозяйство обеспечивает потребности калининградцев по молоку, творогу, кефиру и даже сыру. Так, в торговой сети "Вестер" всегда можно найти местное молоко 2,5% и 3,5%, айран, кефир, творог трех видов, сметану 20% и 40%, сливочное и топленое масло, а также адыгейский сыр из козьего молока и сыр твердых сортов. Правда, разбирают товар калининградцы быстро, особенно спрос вырос в последние два месяца.
Мощностей фермы пока на все не хватает. Кстати, стоимость своей продукции Джаттай Тасалиев поднимать в ближайшее время не намерен, однако к следующему году будет вынужден это сделать, потому как цены на бутылки и этикетки уже повысились на 10%.
Доходным назвать этот бизнес пока фермер не может. "Если брать затраты на зарплату, заправку техники и корм животным, то в ноль, конечно, уже вышли, не считая амортизации, - отмечает Тасалиев. - При условии надоев по две тысячи литров молока в день рентабельность составит порядка 5%, а при трех тысячах литров – 15%".
Назад к кооперативам
Кооперативная система, которая значительно облегчает жизнь европейским фермерам, в современном российском обществе, по мнению Джаттая Магомедовича, пока не работает.
"Я про кооперацию еще три года назад говорил, - сетует Тасалиев. - Но в итоге каждый бьется сам по себе. Это неправильно. Все ждут приказа сверху или появления какого-то лидера. У меня, например, закуплено много техники, но половина из нее работает всего по два месяца в году. При кооперации можно было бы работать по примеру старых МТСов и не тратить так много денег на топливо, как сейчас это происходит. А по одному фермеру у нас не выжить".
Сами себя не прокормим
Говоря о продовольственной безопасности региона, Джаттай Тасалиев уверен, что все заявления властей о том, что мы и сами себя прокормим, – миф.
"Я - человек открытый, - откровенно сказал Тасалиев. - Мы 20 лет разрушали колхозы, а теперь хотим за два месяца всю Россию накормить. По-хорошему - на это дело уйдет не менее 5-6 лет. Надо реально смотреть на вещи. Яблок (на замену польским) у нас в области в промышленных масштабах не производят. Их просто пока нет. Нужно для начала в масштабах России создать перспективы и планы по развитию сельского хозяйства. Только тогда что-то будет".
Почему не работает кредитная система?
Основной проблемой сельского хозяйства в России Джаттай Магомедович считает грабительскую политику банков. Россельхозбанк, к примеру, призванный стать основной опорой и помощником фермера, по словам Тасалиева, забивает на корню всю инициативу местных крестьян неоправданной бюрократией.
"Банк требует исключительно целевого использования средств, но не всегда можно на бумаге подтвердить необходимость той или иной затраты, - жалуется фермер. - Например, я закупаю коров - они требуют на них договор, я ремонтирую коровник – они требуют договор на ремонтные работы. И так во всем. А предоставить договоры на все крестьянину трудно, потому как, например, на договор по закупке оборудования или на покупку коров необходимо сначала провести тендер. Это все слишком сложно для простого человека. Кроме того, если фермер начинающий, к нему относятся очень настороженно".
Если Россия не поменяет политику кредитования сельского хозяйства (не на 3-5 лет, а на 15-17 лет и под 5% годовых, а не под 17%), то ничего хорошего в этой отрасли не предвидится, - уверен фермер.
Однако, упрямый бизнесмен ничуть не жалеет, что занялся сельским хозяйством. "Наоборот, - уверяет Тасалиев, - чем больше мне банки препятствий чинят, тем больший азарт во мне просыпается".
Чем богат Янтарный край? – Часть 1.
Чем богат Янтарный край? – Часть 2.
Чем богат Янтарный край? – Часть 3.