Тонкости книжного дела

23.08.2014 09:00
   


В 2014 году аналитики прогнозируют положительные тенденции на книжном рынке, объясняя это тем, что макроэкономика благоприятствует книжному бизнесу. Книга - это российский продукт, а в связи с ростом курса валют и общей политической ситуацией можно говорить о проявлении интереса российского потребителя к отечественной книге, - считают эксперты. О том, какие перемены ожидают книжный рынок самого западного региона РФ, в интервью корреспонденту Русского Запада рассказал генеральный директор одной из крупнейших сетей Калининградской области - "Книги и Книжечки" - Глеб Карпенко.

– В течение последних пяти лет российский книжный рынок продолжает находиться в состоянии отраслевой стагнации. Ссылаясь на мнения экспертов, можно говорить о падении интересов чтения среди населения в среднем на 7%. Можно ли говорить о том, что схожая ситуация наблюдается в Калининграде?

– Да, совершенно верно. Ко всему прочему можно констатировать еще одну особенность этого года: уход учебной литературы с розничного рынка. Это произошло после принятия нового закона об образовании. Хочу подчеркнуть, что это касается только учебников. Данный ассортимент полностью ушел из розницы и стал прерогативой государства.

– Считается, что аудитория, читающая с бумажных носителей, неуклонно уменьшается. Людей, приобретающих электронные книги, становится гораздо больше. Так ли это?

– Я бы сказал так: в возрасте от 30 лет – читающее поколение, все, кто младше 30 лет, – малочитающее. Что касается электронных носителей, то в последние два года в этом сегменте наблюдается замедление роста продаж на 5%. До этого прирост любителей электронных книг был на уровне +10%.

– А как вы можете объяснить происходящее? С чем связаны изменения в предпочтениях потребителей?

– Основная проблема в том, что люди, в принципе, перестали читать. Еще одна проблема – это проблема издательств. Мало новых интересных, знаковых, я бы сказал, произведений, которые издаются в этом году.

– Опираясь на данные относительно всей России, которые говорят о том, что рынок ритейла составляет 50 млрд. рублей, из которых 35 млрд. обеспечивает оборот стационарных книжных магазинов, хотелось бы узнать, как распределение происходит на калининградском рынке? Особенно если принимать в расчет, что сеть "Книги и Книжечки" является монополистом?

– Почти монополистом. У нас достаточно большое количество книг уходит в продуктовый ритейл, который нам приносит 15% от общих продаж за счет постоянно растущего трафика. Но с тем количеством полок под книги, которыми располагает продритейл, у них нет возможности обеспечить достаточную глубину книжного ассортимента, поэтому мы туда поставляем самые актуальные новинки и хиты продаж. А вот глубина ассортимента остается преимуществом наших книжных магазинов.

– Вы сделали акцент на "почти монополистом". А что из себя на сегодняшний день представляет сеть "Книги и Книжечки"?

– На сегодняшний день мы – лидеры книжного рынка розничной и оптовой торговли. Мы охватываем 70% розничного рынка в регионе, являемся дистрибутерами во все продуктовые торговые сети Калининградской области ("Вестер", "Семья", "Седьмой континент", "Виктория"). Кроме этого, мы являемся лидерами в поставках учебной литературы в регионе. Это три наших основных направления: розница, дистрибуция, корпоративный сектор.

– Корпоративный сектор – это учебная литература?

– Не только, это поставки через госконтракты в школы, библиотеки (комплектование и пополнение книжного фонда), детские сады. В том числе система профессионально-технического образования и высшая школа (университеты). Но и тут нам есть куда стремиться!

– Вы на рынке уже более 13 лет, при бесспорном лидерстве на рынке существуют ли трудности в работе? И как вы их преодолеваете?

– Трудности существуют всегда. Как я уже говорил, главная проблема – падение трафика в магазинах. Посетителей и покупателей становится меньше. Но по сравнению с другими нам как крупному игроку гораздо проще. Всегда легче тому, у кого больше площадей, меньше стоимость аренды, хороший ассортимент.

– Сегодня в ваших магазинах можно встретить все больше товаров для хобби, уделяется большое внимание сопутствующим товарам, прикладной и подарочной литературе, сувенирам…

– Два-три года назад доля книг в магазинах составляла 70–80% в общем товарообороте. Сегодня, удерживая долю книг на уровне 60%, мы значительно увеличили спектр предложения канцелярских товаров, игр, игрушек, изоизданий, сопутствующих товаров: сувениров, подарков, товаров для праздников. Наша цель – расширить орбиту спроса.

Наша стратегия – ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К НАМ!

книги 2.jpg

– Это модная тенденция или вынужденная мера?

– И то, и другое, так все делают. Мы хотим удержать позиции. Если продажи книг падают, необходимо искать замену освободившимся полкам, при этом еще и не потерять в деньгах и увеличить трафик.

– А что вы можете сказать по поводу рынка канцелярских товаров? Насколько высокая конкуренция в этом сегменте торговли?

– Здесь жесткая конкуренция. Гораздо плотнее, чем в книгах. В основном конкурируют за счет некачественного и дешевого товара, а мы даем качество, ширину и глубину ассортимента. Иными словами, у нас можно купить и книги, и канцелярию, и сопутствующие товары, собрать ребенка в школу. И все это можно сделать в одном магазине. Мы работаем как в низком сегменте, так и предлагаем товары "средний плюс".

– А что касается аудитории… Кто ваш покупатель?

– Если говорить о возрасте наших покупателей, то диапазон очень широк. От школьников и их родителей до пенсионеров. Если говорить о том, женщины это или мужчины, то, наверное, все же женщины. Хотя разница незначительная. Все дело в том, что мы универсальны. У нас можно купить все: от карандаша до подарочных наборов по любому поводу и развивающих игр на любой возраст. И конечно же, у нас самый большой ассортимент книг в городе. На сегодняшний день на полках сети размещаются более 65 000 наименований книг.

– Тем не менее в чем секрет успеха? Почему покупатели выбирают именно ваши магазины?

– У нас универсальный ассортимент, интересные рекламные акции, комфортные условия и качественное и привлекательное для покупателя оформление торгового зала, наличие дополнительных услуг, таких как возможность заказа книги прямо в магазине, а также, конечно, качественное и профессиональное обслуживание наших консультантов. Среди наших сотрудников многие имеют филологическое образование. Вы сами понимаете, насколько это удобно покупателю. И не скрою, у нас в штате много энтузиастов, людей, которые действительно любят свою работу! Скажу так, у нас 80% персонала работают более 5 лет. Поверьте, это немало.

– Год назад у сети "Книги и Книжечки" появился интернет-магазин. Как устроена работа там? Насколько цены отличаются от других интернет-магазинов?

– Вы знаете, здесь мы тоже впереди. Это при том, что цены на товары мы держим на уровне конкурентов, оперативность доставки выше, логистика выстроена более удачно. Книгу, заказанную в интернет-магазине, вы можете по желанию получить курьером или забрать в любом нашем розничном магазине.

– Расскажите о ваших планах в работе на следующий год и про успехи 2014 года, которые пока удается наблюдать?

– В отличие от мировой тенденции – падения книжного рынка – у нас все очень даже оптимистично. Относительно аналогичного периода прошлого года падения в товарообороте мы не наблюдаем. Что касается планов на будущее, то могу сказать, что хотим предлагать покупателю широкий ассортимент электронных книг, открывать новые торговые точки, больше участвовать в общественной жизни региона, развивая благотворительность и привлекая самых популярных авторов для встреч с читателями. Я думаю, что благодаря профессионализму и самоотдаче наших сотрудников эти планы просто обязаны воплотиться в жизнь.

© Информационное агентство Русский Запад

Опрос
  • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

    Ян.JPG

Проголосовало 254 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты