Дело вкладчиков "Инвестбанка" находится у Сергея Табельского на особом контроле

28.08.2014 16:00
   


Старший помощник прокурора Калининградской области Оксана Пономарева встретилась с корреспондентом Русского Запада, чтобы прояснить ситуацию с нашумевшим отказом в возбуждении уголовных дел по 26 заявлениям.

Напомним, в 2013 - 2014 гг. на рассмотрении у должностных лиц УМВД России по Калининградской области находилось 26 материалов по заявлениям вкладчиков "Инвестбанка" о противоправных действиях сотрудников банка. Эти материалы по подследственности поступили в УМВД для проведения доследственной проверки и принятия решения, присутствует ли состав преступления в действиях банковских служащих или нет. В итоге в полиции посчитали, что состава преступления в похищении денежных средств нет, и вынесли постановление по всем заявлениям об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокуратура Ленинградского района действия полицейских проверила, признала незаконными и все 26 постановлений отменила.

Однако здесь стоит сделать небольшое отступление. 

С 2007 года в связи с внесенными изменениями в уголовно-процессуальное законодательство следственный комитет вышел из-под юрисдикции прокуратуры; тогда же были внесены изменения, которые лишили прокуратуру права возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела. Все инструменты необходимых процессуальных действий перешли к следственному комитету.

- Мы не можем даже отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы можем внести требование, а дальше - согласятся они или не согласятся, - объясняет Пономарева. - Нам стало сложнее следить за исполнением закона, процессуальных действий, и отменить мы можем только постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателями, даже не следователями. 

Фактически у прокуратуры по уголовному делу осталась единственная миссия - утвердить обвинительное заключение или вернуть дело на дополнительное расследование, что прокурорский орган и сделал, проверив действия полицейских, которые привели к отказу в возбуждении дел по жалобам вкладчиков. Обиженные же граждане посчитали, что прокуратура встала на сторону полиции. На самом деле прокурорское представление и было внесено в связи с тем, что были отменены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Стоит отметить, прокурор, отменяя постановление, всегда пишет, почему он это делает, как, к примеру, в данном случае: "В нарушение требований УПК не были проведены все действия в полном объеме, которые бы давали основание к такому выводу".

- Вот я как прокурор считаю, что, прежде чем приходить к выводу о наличии или отсутствии состава преступления, необходимо опросить людей, истребовать и изучить документы, к тому же прокурор обязательно пишет, что еще нужно сделать. В данном случае полиция всех необходимых мероприятий не провела, а это - нарушение требований УПК, - заявила Оксана Пономарева. - Закон нас обязывает, если мы выявили нарушение, помимо того, что мы отменили, еще довести до руководства полиции, что их сотрудники нарушили законодательство. То есть представление было внесено на то, что дознаватели нарушили УПК, полностью не провели проверку и скоропалительно пришли к какому-то выводу, а не в связи с обращением граждан о том, что на них оказывалось давление.

Здесь необходимо сделать еще одно уточнение.

В своем обращении граждане указывали, что со стороны сотрудников полиции на них оказывалось давление. Однако дело о похищенных средствах вкладчиков классифицируется как дело частно-публичного обвинения. Такие дела возбуждаются по заявлению граждан, однако прекращению по заявлению потерпевшего они не подлежат. Закон требует при принятии заявления обязательно предупредить подавателя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Как давление это расценить вообще нельзя, притом что ложное заявление будет признано уголовно преследуемым деянием, если только выяснится, что это действие было умышленным. 

Но вернемся к нашим 26 заявлениям. Время дополнительной проверки для принятия окончательного решения еще не прошло. Однако это дело и решение по нему находятся на особом контроле у прокурора области, в числе таких дел, как задолженности по заработной плате, готовность к отопительному периоду, долги перед ресурсоснабжающими предприятиями. 

По закону на проведение необходимых оперативных действий сотрудникам полиции положено максимум 30 дней. После окончания этого срока, если на имя граждан не приходит уведомление из УМВД, можно подавать прокурору жалобу на бездействие правоохранительных органов. Стоит упомянуть, Пономарева отметила "забывчивость" сотрудников правоохранительных органов. 

- Сотрудники полиции, безусловно, не исполняют требование уголовно-процессуального законодательства об извещении заявителя о принятых ими мерах, а они обязаны это делать, - утверждает помощник прокурора.  

Кстати, всем вкладчикам "Инвестбанка" необходимо знать, что их жалобы отправлены прокурору Ленинградского района, так как дела рассматриваются территориально, но стоит помнить, что доклад все равно попадет на стол Сергею Табельскому. ИА "Русский Запад" обязательно сообщит о результатах полицейской проверки и вынесении прокурорского решения в связи с этим делом.

© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада