Чиновников призвали окропить святой водой областной Дом ребенка

07.09.2014 09:00
   


В четверг, 4 сентября, в региональной Общественной палате рассматривался конфликт, сложившийся среди сотрудников Калининградского областного Дома ребенка.

По словам присутствовавшей на заседании замминистра регионального здравоохранения Татьяны Артамоновой, конфликт тлел в учреждении последних два года и привел в итоге к увольнению главного врача Лолиты Отиновой в начале августа 2014 года. Однако такие кардинальные меры не привели к примирению среди сотрудников Дома ребенка.

Что стало действительным основанием для конфликта, похоже, не помнят уже и сами сотрудники, разделившиеся на два лагеря. Официальной версией стала конфронтация между двумя профсоюзами: как остроумно заметил на заседании член Совета Общественной палаты Владимир Аменицкий, "традиционного профсоюза" (областной федерации профсоюзов) и "нетрадиционного" (профсоюза "Трудовые бригады"), работающих в тесном сотрудничестве с депутатом Михаилом Чесалиным.

По словам части сотрудников, принадлежащих к "традиционным" профсоюзам, люди из "Трудовых бригад" не стеснялись врываться в закрытое учреждение с нецензурной бранью, рылись в холодильниках с детской едой, а сам депутат Чесалин в порыве гнева даже выбивал стул из-под главного врача.

"Представители "Трудовых бригад" требовали не подчиняться главврачу, игнорировать его приказы, - рассказала на заседании председатель профкома Дома ребенка Инга Баюрова. - Порой доходило до открытого хамства и полного отсутствия субординации… Особенно агрессивное поведение он (М. Чесалин) проявлял по отношению к тогдашнему главврачу Лолите Отиновой, которую тихо убрали, так и не объяснив коллективу за что…"

Вообще, по мнению представителей областной федерации профсоюзов, конфликт разгорался в учреждении во многом из-за попустительства регионального Минздрава.

"Минздрав не реагирует на наше мнение, слышим для них только депутат Чесалин. Кто у нас тогда министр?" – возмущалась Инга Баюрова. 

"У нас говорят, что министр сделает все, как сказал Чесалин. Чесалин сказал, что уберет Отинову, он ее убрал. Теперь депутат сказал, что посадит своего главного врача, и если кто-то против этого, пусть готовится на выход… У нас Министерством здравоохранения распоряжается депутат Чесалин?" - уточняла в запале Баюрова.

"Сразу же после его обращения к нам в учреждение выезжает по 2-3 комиссии в день. Как может полноценно работать организация в таком режиме? Злоупотребляя своим правом депутата, этот человек создал ту ситуацию, которая сегодня существует в нашем коллективе", - уверена Баюрова.

В свою очередь, представители "Трудовых бригад" заявили, что у них есть веские основания говорить о том, что в областном Доме ребенка нарушаются не только права части трудового коллектива, но и самих детей.

Так как самого депутата Чесалина на заседании не было, его представляла председатель профсоюза "Трудовые бригады" и бывший депутат Людмила Зелинская. Она же объявила и причину отсутствия главного лица конфликта: "Он находится в отпуске… помогает крымским коллегам по партии в урегулировании международных конфликтов", - уточнила она.

Комментируя ситуацию, сложившуюся в коллективе медучреждения, Зелинская все больше давила на несоблюдение трудового законодательства в Доме ребенка.

"Мало того, что членам нашего профсоюза не разрешают находиться на территории Дома ребенка, хотя это прямое нарушение законодательства, - заявила председатель, - из-за чего мы не можем реализовать свои контрольные функции в этом учреждении. Меня не пускают туда, несмотря на то что по закону я имею право инспектировать место работы членов нашего профсоюза... Более того, даже некоторых сотрудников коллектива, входящих в наш профсоюз, не пропускают на территорию учреждения, если не их смена".

По мнению же юриста профсоюза "Трудовые бригады" Анастасии Манзя, основным источником проблем в Доме ребенка стала как раз бывшая главврач Лолита Отинова. Именно она, по словам юриста, инициировала в 2013 году создание противоположного профсоюзного лагеря и учредила новый трудовой договор, согласно которому именно члены областной федерации профсоюзов решали, кому можно, а кому нельзя выплачивать 30% стимулирующего фонда (надбавки к зарплате).

"Пока действовал трудовой договор, действующий с 2010 года (с "Трудовыми бригадами" – прим. Русского Запада), не было ни несправедливого распределения трудовых надбавок, ни несвоевременных выплат отпускных и заработной платы, - заключила Манзя. – Более того, у нас сегодня есть решение суда как минимум об одном незаконном увольнении главврачом сотрудника - старшей медсестры".

Решение это, к слову, было оспорено в суде, и медсестру восстановили на прежнем месте. Манзя даже предположила, что недавнюю вспышку инфекционного заболевания в Доме ребенка инициировали сотрудники из "вражеского лагеря" в отместку за восстановление старшей медсестры. 

Более того, представители "лагеря" Чесалина уверены, что другая сторона конфликта регулярно срывает злость непосредственно на детях, о чем неоднократно сообщали во все инстанции, включая прокуратуру, Роспотребнадзор и т. д.

Однако, по словам уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области Татьяны Батуриной, ни один из предполагаемых фактов издевательства над детьми в областном Доме ребенка не подтвердился.

"После выхода каждой критической статьи я выезжала в Дом ребенка и требовала, чтобы мне показали всех детей во всех группах, - рассказала Батурина. - Я также неоднократно просто приезжала с проверкой в это учреждение, и ни разу мною не были обнаружены или подтверждены факты жестокого обращения с детьми".

После очень напряженных прений в ходе заседания все конфликтующие стороны ждали весомого слова от представителей областного Минздрава, что могло бы положить конец конфликту, однако их ожидания не оправдались.

Замминистра здравоохранения Татьяна Артамонова не смогла поставить точку в ситуации или хотя бы поспособствовать деэскалации напряжения. Основной причиной возникновения конфликта, полагает Артамонова, стало вовсе не снижение заработных плат (она, по данным замминистра, в последнее время увеличилась на 40-60% в рамках программы территориального развития здравоохранения), а неполная загруженность коллектива.

"В настоящее время в учреждении, рассчитанном на 55 мест, в среднем постоянно находится около 30 маленьких воспитанников, - отметила Артамонова. - И заработная плата выплачивалась регулярно. Мало того, зарплата среднего персонала учреждения была выше "дорожной карты" по региону… Если бы была полная загрузка в коллективе, может быть, и не было бы этих бесконечных докладных с жалобами друг на друга. Я считаю, что коллектив недозагружен работой и получает много свободного времени для того, чтобы будоражить коллектив".

По словам Артамоновой, оснований для увольнения Отиновой было в Минздраве более чем достаточно: еще два года назад министерская проверка выявила факт нецелевого расходования средств.

"Во время служебной проверки были выявлены нецелевые, неэффективные расходы учреждения, которые руководитель допустила, - уточнила замминистра. - И только благодаря Николаю Николаевичу (Цуканову – прим. Русского Запада) дополнительные средства были выделены, и ситуация с выдачей заработной платы коллективу была выправлена…. Это был у нас такой момент".

Последней каплей, как заявила Артамонова, стал тот факт, что главврач, уйдя внезапно на больничный, не оставила после себя исполняющего обязанности, что в условиях напряженной обстановки в коллективе создало предпосылки для еще больших волнений.

- Как это можно понимать? - возмутилась Артамонова, - Ведь, действительно, руководитель отвечает за жизнь детей. … Руководитель не сообщил в министерство о том, что такая ситуация сложилась, поставив под угрозу вообще, так сказать, вся ситуация в распаленном и так коллективе осталась сама по себе протекающей. Это тоже нарушение соответствующее. И поэтому понятно, что Минздрав как учредитель принял такое решение: уволить ее по 278 статье (по решению руководителя).

Заканчивая свой длинный монолог, Артамонова фактически расписалась в бессилии калининградского Минздрава и неспособности реально и быстро решить конфликт. Все их кардинальные меры свелись к тому, чтобы устранить главврача (заведомо зависимого от системы). Только проблема от этого никуда не исчезла. Взвалить этот тяжкий груз Минздрав решил на плечи очередной жертвы.

По заверению Артамоновой, в ближайшем времени будет проводиться конкурс на замещение должности главврача Дома ребенка. В связи с этим замминистра выразила надежду, что новый руководитель сумеет организовать, наконец, нормальную работу в учреждении. Однако, как показывает практика самого ведомства в последние несколько лет, от смены одного игрока ничего не меняется в команде.

Подводя итог, председатель рабочей группы Совета Владимир Аменицкий грустно заметил: "За 40 лет своей работы в калининградском здравоохранении я впервые столкнулся с такой проблемой… Я вот что подумал: у нас есть член палаты - епископ Балтийский Серафим. Может, пригласить его туда (в Дом ребенка – прим. Русского Запада), окропить что-то… Вдруг поможет?"